«Северсталь» спасет американский автопром
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
04.10.2005
«Северсталь» спасет американский автопром
Российская группа инвестирует в очередной проект в США

«Северсталь-групп» вошла в пул инвесторов, которые подписали соглашение о строительстве в США нового металлургического предприятия. Как сообщает WSJ, предполагается строительство завода общей площадью 120 га в графстве Лоундес на юге страны, в штате Миссисипи. Из общей суммы 880 млн долл. инвестиций почти четверть – 200 млн долл. – вложит российский холдинг, остальное – Steel Corp., инвестиционное подразделение General Electric, и власти штата. Последние уже профинансировали подготовительную стадию проекта (почти законченную) общим объемом 110 млн долл. и вдобавок предоставили инвесторам кредитов на 60 млн. Предприятие, которое будет называться SeverCorr, будет поставлять высококачественный прокат на расположенные рядом автомобильные предприятия концернов BMW, Mercedes и Honda.

По словам экспертов, новое предприятие будет представлять собой высокоэффективное производство (например, современное оборудование позволит довести выход металла из тамошних электропечей до 96-97% – против 86% на не самых плохих российских заводах). Завод не очень большой: его мощности в объеме чуть более 2 млн тонн в год лишь немного выводят его за рамки мини-завода.

Тем не менее факт: «Северсталь-групп» делает еще одну крупную инвестицию в США после покупки (за 285 млн долл.) концерна Rouge Ind. в позапрошлом году. И после объявленных на днях инвестициях в СП с Wheeling-Pittsburgh Steel Corp. В последнем случае речь идет о производстве в Западной Виргинии кокса для поставок его в том числе на предприятия бывшей Rouge (ныне Severstal North America, SNA). Как заверяют в «Северсталь-групп», предприятие в Миссисипи не будет связано в технологическую цепочку, во всяком случае с заводом в SNA в Дирборне: «Это маловероятно по логистическим соображениям».

Эксперты считают новый проект перспективным. «Американский металлургический рынок расценивается как большой и стабильный, – говорит аналитик ИК «Солид» Игорь Нуждин. – К тому же цены на сталь там традиционно выше, чем на других рынках. Но доступ в США импортеров ограничен жесткой протекционистской политикой властей (пошлины в прошлом году сократились, но ничто не гарантирует от их нового повышения). Поэтому приобретение «Северсталью» новых производственных активов в Америке выглядит логично – хотя на этом рынке есть и минусы в виде высоких издержек на энергоносители, рабочую силу и т. д., российская компания уже доказала на примере Rouge, что она эти издержки может неплохо контролировать и делать даже старые производства рентабельными. А уж суперсовременный завод в Миссисипи и подавно должен стать прибыльным предприятием».

«Американские металлурги и «Северсталь» в данном проекте встречаются как солдаты на Эльбе, – считает бизнес-директор компании «Развитие бизнес-систем» Александр Либеров. – У них если не общий противник, то, во всяком случае, заинтересованность друг в друге. Американцам нужны иностранные инвестиции, российской же компании необходим выход на этот большой и по-прежнему серьезно защищенный от импорта рынок».

Эксперты отмечают не только защищенность американского рынка, но и другие его плюсы – с точки зрения инвесторов. Например, там законодательство фактически позволяет смотреть сквозь пальцы на трансфертное ценообразование (а многие эксперты не сомневаются, что «Северсталь» будет выстраивать в США вертикально интегрированный холдинг). В России, хотя до сих пор на деле на это явление смотрели точно так же, законом оно ограничено. При этом, хотя темпы роста ВВП в Америке и ниже, чем во многих странах, в том числе в России, американский металлургический рынок, по мнению некоторых экспертов, стабильнее. «Стабильность рынка имеет важное значение, – говорит Кирилл Чуйко из ФК «УРАЛСИБ», – а если «Северсталь» приняла определенную международную стратегию, для нее это значение является даже принципиальным. Хотя азиатские рынки растут быстрее, но там и ожесточеннее конкуренция, и выше опасность перегрева и другие риски. В США ниже рентабельность производства, но меньше рисков».

«Задача «Северстали» облегчается тем, что отношение к ней в США, скажем, более толерантное, чем к другим иностранным компаниям, – говорит Александр Либеров. – К тому же сейчас, по-видимому, и на правительственном уровне есть понимание того, что за счет дополнительных инвестиций, в том числе от «Северстали», можно вытащить американский автопром, который в последние годы буксует. Он все менее конкурентоспособен по сравнению с дешевой и качественной азиатской продукцией. Поставки же качественной оцинкованной штамповки на американские предприятия (даже те, на которых собираются машины японских и корейских марок) способны привести к снижению издержек и поддержать эти производства на плаву – по крайней мере, еще лет десять».


Алексей Виноградов
RBC-daily

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции