Металлургические компании продолжают скупать морские порты
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
14.01.2002
Металлургические компании продолжают скупать морские порты
Скупка морских портов продолжается: вслед за Северстальтрансом и группой МДМ собственным портом на тихоокеанском побережье обзавелся Евразхолдинг. В конце декабря компания выкупила контрольный пакет Находкинского морского торгового порта у его менеджеров. Теперь Евразхолдинг сможет влиять на тарифные ставки по перевалке на экспорт черных металлов со своих заводов. Вице-президент Евразхолдинга по инвестициям Тимофей Хряпов рассказал, что 25 декабря 2001 г. его компания завершила сделку по приобретению около 60% акций Находкинского порта. Акции были выкуплены примерно у 20 представителей менеджмента порта. Около 10% акций осталось под контролем британского предпринимателя Эндрю Фокса и его инвесткомпании Tiger Securities. Хряпов не уточнил, во сколько обошлась Евразхолдингу сделка по покупке акций, отметив лишь, что цена превышала 10-рублевую номинальную стоимость каждой акции, а значит, весь пакет обошелся Евразу не менее чем в $10 млн. По словам Хряпова, нынешний гендиректор порта Гелий Мясников вполне устраивает Евразхолдинг и смену руководства новые собственники не планируют. ОАО Находкинский морской торговый порт - один из четырех ведущих портов Дальнего Востока. Объем перевалки в 2001 г. - 6,5 млн т, из них 5,2 млн т - металлы. Порт переваливает также лес и целлюлозу, имеет контейнерную линию на Вьетнам. Выручка в 2001 г. -1,7 млрд руб., прибыль - 150 млн руб. Интерес Евразхолдинга к Находке объясняется тем, что половину грузооборота порта составляют черные металлы, поступающие на экспорт с двух входящих в холдинг меткомбинатов - Кузнецкого и Нижнетагильского. Кроме того, через этот порт идет часть экспортных поставок Западно-Сибирского меткомбината, также контролируемого Евразхолдингом. Таким образом, владея портом, Евраз гарантирует стабильность своего экспорта и может влиять на портовые тарифы. В настоящее время в МПС и Минтрансе рассматривается вопрос о снижении железнодорожных тарифов до Находки до уровня соседних портов (сейчас тариф выше примерно на $1,5 за тонну). Сотрудник одного из дальневосточных портов считает, что к покупке Находкинского порта Евразхолдинг подтолкнули амбиции транспортного оператора - Северстальтранса. Хотя собственных грузов на Дальнем Востоке Северстальтранс не имеет, компания планировала скупить сразу три соседствующих порта в Приморье - Восточный, Находку и Владивосток. Тогда другие грузовладельцы, опасаясь возникновения диктата Северстали, стали сами присматриваться к портам. В итоге Северстальтранс ограничился покупкой крупнейшего из тихоокеанских портов - Восточного (грузооборот - 13 млн т). Небольшой порт Посьет приобрела группа МДМ. Следующим кандидатом на скупку портовики считают Владивостокский порт с грузооборотом в 5 млн т, из которых более 60% - металлы. В качестве его возможного покупателя транспортники называют Магнитогорский меткомбинат. Претендовать на Владивостокский порт может и Евразхолдинг, который экспортирует через Владивостокский порт половину своих дальневосточных грузов. А 60% акций крупнейшего порта Дальнего Востока - Ванино - пока остаются в госсобственности.
Илья Хренников
Ведомости www.kapital.ru

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции