"НЛМК" и "РусАл" вступят в схватку за "Морской порт Санкт-Петербурга"
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
09.11.2005
"НЛМК" и "РусАл" вступят в схватку за "Морской порт Санкт-Петербурга"
ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат" ("НЛМК") Владимира Лисина и ОАО "Русский алюминий" ("РусАл") Олега Дерипаски 10 ноября 2005 г. планируют повести сражение в рамках аукциона по продаже госпакета 48.79% акций ОАО "Морской порт Санкт-Петербурга" со стартовой ценой 802.5 млн руб. и шагом аукциона 10 млн руб.

Питерский порт всегда привлекал самых серьезных игроков - от гонконгской Hutchison, одного из крупнейших в мире портовых операторов, до многопрофильного "Базового элемента". Как сообщают "Ведомости", последняя "распродажа" в порту прошла 3 года назад. Именно тогда 51% акций ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" и получил В.Лисин, договорившись с их бывшим владельцем - депутатом Госдумы Виталием Южилиным. Активом интересовались и Hutchison с "Базэлом". Но В.Лисин "оказался быстрее", выкупив пакет В.Южилина примерно за 150 млн долл., вспоминает один из переговорщиков. Теперь у проигравших есть шанс взять реванш: оставшиеся акции компании государство выставляет на аукцион.

Последним сроком для приема заявок на участие в аукционе было 7 ноября. Называть участников аукциона в РФФИ не стали. Два из них уже известны и без РФФИ. Первого - Jysk Staalindustri - назвали в Федеральной антимонопольной службе (ФАС). Претендент уже подал уведомление о планах консолидировать госпакет порта, говорит чиновник ФАС. А 2-м претендентом стал "РусАл", что вчера официально подтвердила пресс-служба компании.

"РусАл" явно покупает себе билет на войну", - смеется топ-менеджер одного из российских пароходств. Никогда еще в российских портах не уживались два стратегических инвестора. Тем более если каждый из них способен профинансировать даже самую масштабную инвестпрограмму и не нуждается в помощи со стороны, объясняет он. Представители "РусАла" комментировать планы компании не стали. Воздержались от комментариев и в "НЛМК". Но источник из окружения В.Лисина подтверждает, что предприниматель пока не планирует расставаться со своей долей в порту. Принципиален актив и "РусАлу", констатирует близкий к "Базэлу" источник. "Базэл" пытался получить долю в нем последние два года. И уже подавал заявку на федеральный 20%-ный пакет в начале этого года, конкурс по которому был отменен.

Силы в предстоящей войне будут примерно равны, отмечают участники рынка. С одной стороны, "Морской порт Санкт-Петербург" - управляющая компания без фактических активов и с минимальным оборотом, отмечает один из транспортников. Так что если "РусАл" победит, В.Лисин может отрезать его от стивидоров, перезаключив договоры управления. Но с другой стороны, причалы, неотъемлемая часть бизнеса стивидоров, арендует именно "Морской порт Санкт-Петербург". А у самих перегрузчиков только договоры субаренды, о чем свидетельствует конкурсная документация. Причем большая часть договоров cубаренды заканчивается 29 декабря 2005 г.

На ход аукциона все это вряд ли повлияет, уверены эксперты. Стартовая цена пакета не вырастет в разы, как это бывало с продажей угольных активов, считает аналитик "Атона" Тимоти Маккачен. "Ни "НЛМК", ни "Русалу" этот пакет не нужен настолько, чтобы за него серьезно переплачивать, ведь в грузопотоке порта не только металлы, но и фрукты с автомобилями", - замечает он. Компании могут договориться еще до аукциона, добавляет аналитик "Уралсиба" Вячеслав Смольянинов. "РусАл" вполне может удовлетвориться откупными, например льготами за перегрузку", - соглашается вице-президент "Промышленных инвесторов" Владимир Ашурков, ранее работавший в порту. Все-таки русаловский алюминий составляет около 25% грузооборота порта, так что для "НЛМК" он один из основных потребителей, отмечает В.Ашурков.

Но допускают эксперты и крайний вариант - что В.Лисину придется откупиться от "РусАла" наличными. Если О.Дерипаска победит на аукционе, он вполне может попробовать перепродать В.Лисину долю, но по более высокой цене, как он уже это делал неоднократно с лесными активами и с пакетами акций алюминиевых заводов "Суала", рассуждает Маккачен. "В общем, спокойная жизнь В.Лисина закончилась", - заключает один из транспортников.

Напомним, что Морской порт Санкт-Петербурга - 2-й по величине в России. Грузооборот по итогам семи месяцев этого года - 32 млн т. ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" контролирует 4-х основных стивидоров порта. Его основные акционеры - датская Jysk Staalindustri, близкая к "Новолипецкому меткомбинату" (51%), администрация Санкт-Петербурга (28.8%) и РФФИ (20%). Выручка порта за январь-июнь 2005 г. составила 314 млн руб., прибыль - около 7 млн руб.

Состояние В.Лисина, по оценке журнала Forbes, составляет 7 млрд долл., О.Дерипаски - 5.8 млрд долл.


"Ведомости"

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции