Металл массового поражения
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
16.12.2005
Металл массового поражения
Такая вот почти военная терминология приходит в голову после очередного случая выявления на ОАО “Запорожсталь” партии радиоактивного металлолома, которую уже второй раз в этом году поставило ООО “Гарт”. До этого каждая подобная находка становилась ЧП, а тут не прошло и полгода, как на комбинат снова отгрузили радиацию.

На этот раз — прицелы от БМП общим весом 2,1 тонны. По “гамма”-излучению предельная норма была превышена в 13 раз, а по “бета” — в 72 раза. Как удалось выяснить, эти прицелы, превратившиеся в оружие массового поражения (ОМП), принадлежали расформированной воинской части в Полтаве. А тут еще одно событие, оставшееся в тени из-за непрерывающихся политических страстей. Для многих оно стало неожиданным. А именно — решение государственного предприятия “Укрметалл” объявить тендер на допуск к переработке металла из зоны отчуждения Чернобыльской АЭС, срок проведения которого должен был завершиться 1 декабря нынешнего года. Мы послали запрос в Кабмин по поводу его итогов, но пока ответа не поступило. Волнует этот тендер металлургов по разным причинам.

Только на комбинате “Запорожсталь” в этом году было выявлено пять случаев поступления радиоактивного металлолома. Последние два — когда уже начался тендер, а по предыдущему “военному грузу” возбуждено было уголовное дело. Там уровень превышал норму в 170 раз, а выявленный еще ранее у харьковчан — в 3 тысячи раз! Тенденция, однако….

Начальник радиологической службы “Запорожстали” Петр Федорович Костенко недоумевал, что такой тендер объявлен государственными людьми, которые несут ответственность перед населением страны, а не предпринимательскими структурами. Ведь совсем недавно аналогичный радиоактивный груз прибыл на соседнюю “Днепроспецсталь”. А это все затраты. У него радиологическим контролем занимается 42 человека. Плюс дополнительные силы из других структур, приобретение и содержание радиологического оборудования — набегают значительные суммы, которые вкладываются комбинатом, дабы не пропустить радиоактивный лом. Ведь речь идет не только об угрозе получения повышенных доз облучения самими металлургами. Это, как говорится, само собой разумеется. Каков получится металл из такого лома? Как это отразится на взаимоотношениях с потребителями? Каков будет уровень доверия к отечественной металлургии? Вопросы, на которые уже давно даны были ответы, если ведущие предприятия не экономят на создание таких отделов по соблюдению радиационного контроля. Г-н Костенко, например, не знает таких технологий, благодаря которым можно “вываривать” радиацию. Впрочем, никто из специалистов-радиологов не смог взять на себя ответственность за подтверждение факта создания таких технологий. Но ведь минпромполитики утвердило тендер и, соответственно, безопасность получения чистого металла из радиоактивного. Каковы же требования к участникам тендера?

К компаниям-претендентам они довольно жесткие — опыт работы в области переработки металла с наведенной радиоактивностью, превышающей 2000 микрорентген в час, для повторного использования в строительстве; разработка комплексной программы по глубокой дезактивации металла, обработке и фрагментации загрязненного оборудования; возможность организации специальных лабораторий, оборудованных современной аппаратурой, аттестованной методиками измерений, и укомплектованных высококвалифицированным персоналом; техническое обеспечение для осуществления постоянного анализа металла, поступающего для переработки и контроля радиоактивной загрязненности на всех стадиях переработки. Но много ли таких предприятий? И откуда у них опыт по переработке такого количества металлолома? Ведь “зона” считается закрытой, там до сих пор экскурсантам показывают могильники с ржавеющими машинами, вертолетами и другой техникой. И в каком строительстве повторно использовался переработанный лом?

Конечно, соблазн получения дополнительного лома очень велик. Ведь, по словам председателя Комитета Верховной Рады по вопросам экологической политики Геннадия Руденко, там накопилось лома на сумму в 2 млрд. долларов. И именно он объяснил, как будет перерабатываться радиоактивный лом. В интервью “Украине молодой” еще весной он пояснял: “Мы исследовали территорию, сделали расчеты и пришли к выводу, что металла в зоне ЧАЭС на сумму приблизительно два миллиарда долларов…. Предлагаем на границе с Чернобыльской зоной установить печи и переплавлять в них этот металл. Согласно выводам одной частной исследовательской лаборатории, радиационными будут только шлаки, оставшиеся после переплавки металла. А сам металл будет выходить чистый. В подтверждение этого вывода есть письма из России от государственных структур, которые также исследуют эту проблему... “.

Говорилось это в дни очередной 19-й годовщины Чернобыльской катастрофы. И новое правительство довольно оперативно решило воспользоваться дополнительным источником пополнения бюджета. Ибо выводы частной лаборатории куда авторитетней доводов специалистов, которых, кстати, пока получить не удалось. Так как металлурги с кем удалось пообщаться, не знают таких технологий, при которых радиация уходит в шлак, оставляя чистыми металл и своды печей. Теоретически, конечно же, все возможно, но…и сама ЧАЭС была эталоном безопасности. В теории.

Впрочем, для металлургических предприятий это решение не представляет угрозы. Ведь, по словам г-на Костенко, на “Запорожсталь” приходит сертифицированный лом, а если будет обнаружено превышение уровня 30 микрорентген в час, то он принят не будет. Так что, получается, рискует только отправитель. Но это по логике. А жизнь показывает другое. Участившиеся факты выявления загрязненного лома только подтверждают необходимость установления жесткого радиационного контроля.

Что касается российских подтверждений, то приведем по этому поводу претензии Межрегиональной общественной организации “Общество защиты прав потребителей “Общественный контроль”, которые они предъявили в один из московских судов.

По данным ОЗПП “Общественный контроль”, в 2004 году указанные им в заявлении российские предприятия получили из Украины около 100 тыс. тонн металлопродукции, в том числе балки, уголки, швеллера, трубы различного сортамента, арматуру от украинских поставщиков — “Азовстали”, ДМЗ им. Петровского, Енакиевского МЗ, “Криворожстали”, Алчевского МК и ДМК им. Дзержинского, Донецкого МЗ, сервисного металлоцентра “Леман-Украина” и других компаний. По информации ОЗПП, полученная продукция была произведена с использованием металлолома, заготовленного в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС. Затем украинская металлопродукция была использована на территории РФ, в том числе и в Москве при строительстве объектов коммерческой, жилой недвижимости, а также других объектов массового назначения.

Россиянам на ЧАЭС ответили, что такого быть не может, “все оборудование, которое вывозится из 30-километровой зоны, вывозится по соответствующим разрешениям, с дозиметрическими справками и оно на самом деле чистое. С ним можно работать как с обыкновенным металлом”.

Однако, по мнению специалистов по ядерной и радиационной безопасности “Российского Зеленого Креста”, металлопродукция, выработанная из металлолома, заготовленного в зоне отчуждения Чернобыльской атомной электростанции, представляет потенциальную опасность для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды, а способов полностью “очистить” зараженный металл в настоящее время не существует. Переплавка металлолома не избавляет его от радиоактивного заражения. Это — вывод не загадочной частной лаборатории, а конкретных специалистов. Выразили озабоченность и чернобыльцы. Председатель запорожской общественной ассоциации “Ветераны войны и инвалиды Чернобыля” Владимир Павелко, например, предложил предать гласности или общественной экспертизе хотя бы общие положения по получению чистой стали из радиоактивного лома. Ведь иначе появляются новые пути для контрабанды металла из “зоны”, так как сертификаты подделывать у нас уже давно научились, а дозиметрия не везде существует. Особенно в малом и среднем бизнесе, который также использует для своей деятельности металлопродукцию.

К тому же, по данным первого заместителя руководителя Федеральной таможенной службы РФ (ФТС) Владимира Шамахова, за последние пять лет российскими таможенниками было пресечено более 300 попыток незаконного перемещения с территории Украины грузов с повышенным уровнем ионизирующих излучений. При этом оснащенность приграничных с Украиной КПП средствами радиационного контроля составляет не более 55-70% от потребностей. Таким образом, нельзя исключать возможность попадания радиоактивно-загрязненной металлопродукции на территорию РФ и, в частности, в Москву. Что тогда говорить о предприятиях Украины, где не везде уровень контроля прохождения радиоактивного лома может сравниться с контролем на “Запорожстали” или “Днепроспецстали”. А ведь за рынки металла приходится бороться. И такой факт не на руку металлургам Украины, пусть даже будет десять надежных сертификатов, но тревога в душе покупателя останется. Особенно зная коррумпированность нашей власти. Вот вам и государственный подход.


Валерий ФОРТУНИН
"Укрудпром"

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: