Boeing и Airbus боятся титановой зависимости
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
21.02.2006
Boeing и Airbus боятся титановой зависимости
Ведущие авиастроительные корпорации мира обеспокоены возможным срывом поставок титана из России. Компании Boeing и Airbus с опасениями следят за процессом национализации титанового концерна «ВСМПО-Ависма».

Российская компания «ВСМПО-Ависма» – крупнейший мировой производитель титана. Информация о возможном изменении ее статуса вполне закономерно породила множество вопросов у мировых авиапроизводителей – потребителей титана. Они опасаются, что возможные сбои в работе предприятия могут серьезно осложнить ситуацию, складывающуюся в авиастроительной отрасли.
Обеспокоенность менеджмента Airbus и Boeing вызвана намерением ФГУП «Рособоронэкспорт» установить контроль над титановым заводом, сообщает Financial Times.

Идея национализировать ВСМПО-Ависма возникла у властей осенью 2005 года. Переговоры с основными владельцами титанового бизнеса – Вячеславом Брештом и Владиславом Тетюхиным (им принадлежит по 30% акций предприятия и предположительно еще 13,4%) – начались в декабре.
По данным «Газеты.Ru», стороны не смогли договориться о цене выкупа ВСМПО-Ависма.

Между тем в январе 2006 года Рособоронэкспорт и ЗАО "НПО "Авиатехнология" учредили на паритетных началах совместное предприятие ООО «АТ-Спецтехнология». В Рособоронэкспорте не скрывали, что «совместное предприятие учреждено… с целью оптимизации процессов финансового и сырьевого обеспечения работы отечественных металлургических предприятий, координации их взаимодействия в области производства специальных сталей и сплавов, прежде всего предназначенных для выпуска авиакосмической и военной техники». В пресс-релизе ФГУП было указано, что АТ-Спецтехнология призванa предотвратить «последовательный захват предприятий данного сектора металлургии различными структурами, в том числе действующими в интересах иностранного капитала и нередко использующими противозаконные методы». Ранее господа Брешт и Тетюхин рассматривали возможность размещения акций ВСМПО-Ависма на западных биржах.
Участники рынка не сомневаются, что государство планирует установить контроль над титановой отраслью России. «Ничто другое, кроме ВСМПО-Ависма, под такое определение не подходит», – пояснил «Газете.Ru» осведомленный источник.

Об интересе государства к активу открыто заявлял руководитель Федерального агентства по промышленности Борис Алешин. Но, по его словам, переговоров по этому вопросу не было.

Тем не менее международные авиастроительные компании опасаются резких перемен в российской титановой отрасли.
«Если они (Рособоронэкспорт – "Газета.Ru") выведут ВСМПО-Ависму из равновесия, цены на титан взлетят так высоко, что авиастроительному бизнесу придется разрабатывать новые технологии», – волнуется директор департамента по закупкам сырья компании Boeing Джон Бирн.

В последнее время цены на титан и так растут быстрыми темпами. Металл в основном используется в авиастроении, оборонной и добывающей промышленности, а также в медицине. Эти отрасли стремительно развиваются. 2005 год стал рекордным по числу заказов на строительство самолетов.

Для удовлетворения спроса в 2006 году авиастроителям необходим российский титан. «Надеемся, что подписанных соглашений достаточно, чтобы преодолеть период неопределенности», – заявляет Джон Бирн.

«Мы пристально следим за развитием ситуации, – подчеркивает вице-президент европейской корпорации Airbus Питер Клофер. – Самый серьезный риск – это срыв исполнения контрактов со стороны ВСМПО-Ависма».

По словам официального представителя Airbus, компенсировать российский экспорт за счет поставок титана из Америки и Китая в краткосрочной перспективе «будет очень сложно».

Европейские и американские авиапроизводители действительно сильно зависят от поставок российского титана, отмечают эксперты. «Очень велика зависимость Boeing и Airbus, – поясняет эксперт Financial Bridge Станислав Клещев. – Эти корпорации заключили долгосрочные контракты с российским концерном. Все споры, возникающие вокруг ВСМПО-Ависма, конечно, заставляют нервничать западных партнеров.

С учетом планов по строительству самолетов концерна "Сухой" Рособоронэкспорт может переориентировать поставки титана на внутренний рынок. Не думаю, что ВСМПО-Ависма откажется от уже заключенных контрактов. Но в дальнейшем ситуация кажется неопределенной».


Екатерина Аляпкина

Gazeta.ru

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: