Российский металл не хочет в Китай
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
21.08.2006
Российский металл не хочет в Китай
С начала 2005 года на большинстве металлургических комбинатов России наблюдалось замедление и снижение объемов производства металла, что объясняется ухудшением мировой конъюнктуры данного рынка. Однако сегодня ситуация исправляется – российский металл вновь востребован как на международной арене, так и внутри страны.

Так, по данным Министерства промышленности и энергетики России, в первом полугодии 2006 года рост металлургического производства и выпуска готовых металлических изделий по сравнению с предыдущим отчетным периодом составил 111,3%. Таким образом, можно говорить, что металлургическая промышленность в России преодолела рубеж стагнации и выходит на новый уровень развития.

Одновременно это не могло не сказаться на увеличении объемов перевозок данной номенклатурной группы грузов железнодорожным транспортом. За шесть месяцев текущего года динамика объемов перевозок грузов черной металлургии и железорудного сырья составила +8,5% и +6,5% соответственно (по сравнению с аналогичным периодом 2005-го). При этом по результатам 2005 года прирост погрузки данной номенклатурной группе грузов составил лишь 1,5% и 1,4% соответственно.

По оценкам аналитиков ОАО "РЖД", результаты полугодия приятно удивили, опередив предварительные прогнозы, что, в первую очередь, объясняется высокой конъюнктурой внутреннего рынка. В результате, если в 2005-м прирост погрузки грузов черной металлургии во внутригосударственном сообщении составил 1,3%, то в течение первых шести месяцев этого года аналитики зафиксировали увеличение на 8,2%. Традиционным в перевозках черных металлов считается распределение продукции на внутренний и внешний рынки – пятьдесят на пятьдесят, однако сегодня это соотношение составляет уже 47,7% на 52,3% в пользу перевозок внутри страны.

Наибольшее увеличение объема перевозок на внутренний рынок наблюдается по таким компаниям, как ОАО "Северсталь" - на 25,8%, ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат – на 17,3%, ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат" и ОАО "Челябинский металлургический комбинат" - на 21,6% и 16,1% соответственно.

Что касается железорудного сырья, то здесь соотношение принципиально иное: порядка 80% составляет перевозка во внутригосударственном сообщении, на экспорт приходится лишь 20%. Однако еще несколько лет назад экспортная доля ЖРС в структуре погрузки была на несколько порядков ниже. Активность экспортеров была вызвана мощнейшим развитием сталелитейного производства в Китае, в результате чего российским производителям удалось заключить ряд выгодных контрактов на поставки железной руды в КНР. На сегодняшний день это соотношение остается прежним, а динамика погрузки руды во внутрироссийском сообщении составила по итогам первого полугодия +1,3%.

Если анализировать ситуацию с точки зрения экспорта, то здесь рынок перевозок железной руды выглядит гораздо более стабильным, нежели черных металлов. В 2005-м году рост объемов ЖРС, погруженных в экспортном сообщении составило 6,5%, в течение первого полугодия 2006-го было достигнуто увеличение на 5,1%.

На рынке внешнеторговых перевозок грузов черной металлургии можно говорить о коренных переменах. Так, в 2005-м году снижение погрузки черных металлов на экспорт составило -3,1%, в то время как в течение первых шести месяцев 2006-го прирост к показателям предыдущего отчетного периода составил 4,5%.

На сегодняшний день через российские порты экспортируется порядка 72% черных металлов, остальное транспортируется в направлении пограничных переходов. Однако по итогам 2005 года это соотношение было 82,2% к 17,8%. Таким образом, с начала 2006-го снижение перевозок черных металлов в адрес национальных портовых комплексов составило десять процентных пунктов. При этом аналитики указывают, что если в целом мощности российских терминалов по перевалке данной номенклатурной группы грузов используются лишь на 91,2%, то фактически мощности загружаются крайне неравномерно. Так, в адрес портов Азово-Черноморского бассейна направляется на переработку на 33% черных металлов больше, чем того допускает перерабатывающая способность терминалов региона. В то же время мощности портов Северо-Западного и Дальневосточного бассейнов загружены лишь на 78% и 64% соответственно.

Действительно, еще в конце 2005 года было зафиксировано снижение объемов перевозки грузов черной металлургии в направлении портов Дальнего Востока. Одной из причин называли несбалансированную тарифную политику на железнодорожные перевозки, в результате которой из-за весьма значительных расстояний снижалась привлекательность портов региона как перевалочных пунктов. Однако проведенный подробный анализ показал, что основной проблемой является снижение объемов закупок черных металлов странами АТР (в частности Китая) на фоне активизации спроса в странах Евросоюза и США. Более того, по утверждению экспертов, данная тенденция получит продолжение и до конца 2006 года, несмотря даже на тот факт, что Россия уже фактически на 75% исчерпала квоту своих поставок черных металлов в ЕС.
РЖД-ПАРТНЕР

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции