Алексей Мордашов: Производить меньше - продавать дороже!
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
21.09.2006
Алексей Мордашов: Производить меньше - продавать дороже!
- Алексей Александрович, российский рынок сталелитейной промышленности демонстрирует очень хорошие показатели за последние несколько лет. Какие факторы, по Вашему мнению, этому способствовали?

Это происходит из-за нескольких факторов, одним из которых является устойчивый рост потребления стали в мире. Среди основных потребителей находятся Китай, Индия и Россия. Кроме того, изменилась структура отрасли, где доминирующей тенденцией стала консолидация.

Существует такое клишированное видение того, что консолидация оказывает плохое воздействие на отрасль из-за недобросовестного поведения игроков и высокой волатильности отрасли, причем недобросовестного поведения как игроков в сталеплавильной отрасли, так и покупателей. На самом же деле мы получили большой выигрыш за счет консолидации. Я считаю, что консолидация – это здоровый процесс, который очень полезен для отрасли. Кроме того, консолидация в современном мире, если её правильно проводить, может дать огромное преимущество с точки зрения стоимости. Консолидация «в сумме» приводит к изменению размера компании, изменению бизнеса компании, масштабов бизнеса, изменению в ассортименте продукции.

Мы хотим развивать стабильность рынка, чтобы всем людям было комфортно на этом рынке. У нас здесь имеются очень хорошие показатели с точки зрения роста, огромные преимущества с точки зрения комбинации факторов – роста потребления, роста рынка и низкой себестоимости производства. Повторю еще раз, что российскую сталелитейную промышленность отличает сейчас очень высокая степень консолидации и стабильности.

- Какова в настоящее время позиция «Северстали» на рынке?

«Северсталь» является одной из крупнейших компаний в мире, мы занимаем третье место в рейтинге сталелитейных компаний по объёму производства. Сегодня очень трудно сказать, какую позицию занимает «Северсталь» на российском рынке, потому что 40% нашей стали мы производим за пределами России – в Соединённых Штатах и Европе.

Основные активы нашей компании находятся в России, в Череповце, есть два дочерних предприятия, одно из которых работает в США (Рускомплекс, 60% её продукции реализуется через дилерские центры). Работают наши дочерние предприятия в Италии, во Франции, это – вертикально-интегрированные компании, они приносит нам большой синергетический эффект, что позволяет нам в значительной степени контролировать затраты и сокращать последствия текущей эволюции динамики цен. Последнее является в сталелитейной промышленности одним из ключевых факторов, поскольку многие производители не в состоянии контролировать стоимость средств. В результате у нас получается достаточно маленькая себестоимость продукции, в России она значительно ниже средней по стране.

Мы не так давно приобрели две дополнительные компании, которые были в очень плохой финансовой ситуации, в процессе банкротства. Сейчас эти компании стали рентабельными, они зарегистрировали прибыль в этом году, что произошло благодаря и эволюции рынка, и нашим усилиям в бизнесе.

- Ваша компания использует для этого какую-то особую бизнес-модель?

Нет, фактически это очень простая бизнес-модель – для того, чтобы быть эффективными, и зарабатывать прибыль, нужно производить меньше, а продавать дороже. Как можно этого достичь? Во-первых, это можно достичь через жёсткий контроль цен и повышения эффективности операционной системы. Во-вторых – за счёт внедрения новых производственных процессов, за счёт новых капитальных вложений. Капитальные вложения позволяют реструктурировать компанию и через два года после реструктуризации мы, скорее всего, будем иметь самые низкие производственные издержки среди интегрированных компаний.

Для того, чтобы мы могли продавать наш продукт по наиболее высокой цене, нам необходимо иметь выход на самые развитые рынки, а в мире два таких рынка – это США и Европа. Мы приобретали активы на этих рынках именно для того, чтобы приобрести выход на них и для того, чтобы иметь доступ к мировым технологиям. Фактически наша стратегия совершенно чётко ориентирована на производство с большой долей добавленной стоимости для всех производственных нужд. Эту стратегию мы будем использовать в процессе слияния и поглощения, мы хотим расти дальше. У нас есть очень неплохие конкурентные преимущества роста, как через программу капиталовложений, через увеличение объёмов производства, так и через повышение эффективности и сокращения расходов. И, что особенно важно, мы будем расти за счёт улучшения нашего ассортимента.

Опыт работы на рынке показывает, что если вы производите высококачественный продукт, то вы гораздо более защищены от негативных шоков. Нашей целью является получение прибыли, и в самой негативной ситуации мы не должны нести потерь, должны иметь как минимум нулевую маржу. Мы создали центр компетенции, что даёт нам возможность производить высококачественную продукцию. У нас есть очень большие возможности для дальнейшего совершенствования нашей деятельности. Философия нашей компании не представляет никаких проблем для того, например, чтобы внедрить лучшие стандарты корпоративного управления, и мы будем это делать. Абсолютно очевидно, что мы сделаем корпоративное управление одной их сильнейших сторон нашей компании. Мы сейчас внедряем самые передовые стандарты корпоративного управления, и надеюсь, что скоро станем одной из самых лучших, если не самой лучшей в России компанией, в полном соответствии с международными требованиями по корпоративному управлению.
OPEC.ru

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции