Металлурги Темиртау продолжат борьбу за увеличение зарплаты
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
26.10.2006
Металлурги Темиртау продолжат борьбу за увеличение зарплаты
На прошлой неделе металлурги Темиртау решали, как им быть дальше. Соглашаться на поэтапное, 30-процентное повышение зарплаты, которое предлагает правление "Миттал Стил", или же продолжать борьбу за прибавку в сорок процентов, как того с самого начала хотел трудовой коллектив? Последнее означает, что комбинат придется поставить на тихий ход, сократив объем производства до минимума. Способы договориться с руководством по-хорошему, исчерпаны. А полностью остановить предприятие нельзя –останешься не только без зарплаты, но и без работы.

Как уже сообщала наша газета, профком комбината согласился на поэтапное, 30-процентное повышение заработной платы. Но профком - это еще не рабочие. У простых металлургов есть собственное мнение, которое может и не совпадать с позицией профсоюза. А так как у доменных печей стоят не руководители профсоюзной организации, а рядовые металлурги, то и окончательное решение о зарплате предстоит принимать им.

Конечно, разница между тем, чего хотел коллектив и на что согласно правление, вроде бы небольшая – десять процентов. Но дело тут совсем не в процентах. Вернее, не только в них. Главное – рабочие требуют, чтобы их зарплата выросла, так сказать, задним числом - с 1 июля. Руководство комбината готово поднять ее только с 1 октября, да и то лишь на двадцать процентов. Оставшиеся десть процентов металлурги получат 1 февраля. Вот и пришлось профкому комбината собирать очередную, уже третью за этот год конференцию трудящихся, чтобы путем всеобщего голосования выяснить позицию большинства и определиться с дальнейшим курсом.

"Я НЕ ОЖИДАЛ, ЧТО ВАШ КОМБИНАТ ДОЙДЕТ ДО ТАКОГО СОСТОЯНИЯ"

Прежде чем приступить к обсуждению больного вопроса, делегаты конференции решили выслушать нового генерального директора АО "Миттал Стил Темиртау" Нарендру Чаудхари. Выйдя к трибуне, он предложил рабочим не спорить, а просмотреть серию слайдов, иллюстрирующих положение дел на комбинате.

- Вот здесь показана тенденция отгрузки проката, - комментировал гендиректор мелькающие на экране графики и диаграммы. – Вы видите – с 2004-го года произошло резкое снижение. Было 4 миллиона тон в год, а стало 3,2 миллиона. Раньше мы продавали свою продукцию в страны СНГ, в Китай и Иран. Туда шло 83 процента всего нашего металла. В этом году мы отправили туда лишь 60 процентов. Остальное приходится сбывать на других, более отдаленных рынках. Соответственно – растут расходы на доставку. Вот вы видите, как падал сбыт в Китае. В августе 2002-го года мы поставили туда 137 тысяч тонн металлопроката, а в августе 2006-го года только 12 тысяч тонн. До 2002-го года Китай был чистым импортером. Теперь он экспортер. И не надо удивляться, если скоро мы увидим китайский металл на рынке Казахстана. В Иране сбыт тоже падал. А что все это означает? Это означает, что нам приходится везти свою продукцию на Дальний Восток или через Черное море. В 2002-м году стоимость перевозки одной тонны металла составляла 36 долларов. Сейчас 72. А вот слайд, как росла заработная плата рабочих, и как это отражалось на себестоимости продукции. Если же суммировать все вместе, то получится, что в сравнении с 2000-м годом тонна металлопроката подорожала более чем на 140 долларов! В 2000-м году мы продавали тонну за 256 долларов, включая сюда и перевозку. Чистая прибыль предприятия составила 53 миллиона долларов. В 2006-м году мы продаем тонну за 402 доллара. Прибыль сократилась до 20 миллионов. Что можно сделать? К тому же следует учесть состояние завода – оно очень плохое. В силу различных причин план по реконструкции комбината не выполнялся. Теперь нам предстоит увеличить затраты на содержание оборудования, ведь уже произошло несколько серьезных несчастных случаев. Надо выделить больше средств на технику безопасности. Я не ожидал, что ваш комбинат дойдет до такого состояния. Но он дошел и теперь моя задача восстановить его. И при всем при этом необходимо еще и увеличить заработную плату…

Трагично покачав головой, Нарендра Чаудхари вернулся на свое место. А растерянные делегаты, вполголоса, но бурно, принялись обсуждать, какое отношение плачевное состояние завода может иметь к зарплате рабочих. Разве это рабочие, вместо того чтобы ремонтировать оборудование, тратили прибыль на покупку все новых и новых предприятий, расширяя империю Лакшми Миттала? И почему теперь они вроде как остаются крайними?

"ЭТО НЕ СГОВОР ПРОФСОЮЗА С РУКОВОДСТВОМ!"

- Учтя все обстоятельства, мы сочли предложение правления о поэтапном увеличении зарплаты приемлемым и рекомендовали его для обсуждения в коллективах, - обратился к делегатам конференции исполняющий обязанности председателя профсоюза работников металлургического департамента "Миттал Стил Темиртау" Владимир Дубин. – Мнения по этому поводу были разные. Некоторые говорят, что шахтеры добились большего. Я же считаю, что мы выиграли в вопросе заработной платы частично. Главное – мы показали, что можем спорить и добиваться, показали, в каком положении находятся металлурги Казахстана. Да, шахтеры получили больше. Но не все. Только подземные рабочие. Те, кто трудятся на поверхности, добились лишь прибавки в двадцать процентов. А у нас повышение коснется всех! Кроме того, необходимо учитывать, что если мы продолжим борьбу за сорок процентов и поставим комбинат на малый ход, то можем вообще проиграть. Что если работодатель откажется разговаривать с нами дальше? Не лучше ли согласиться с предложением правления? Уверяю вас, это не сговор профсоюза с руководством предприятия. Мы можем пойти на такой сговор только в том случае, если это выгодно самим рабочим и только с разрешения коллектива. А главное – приняв предложение правления, мы не будем связаны никаким обязательствами и сможем продолжить переговорный процесс об очередном повышении зарплаты в следующем году… Теперь попрошу высказываться. И если кто-то по-прежнему настаивает на сорока процентах, то пусть говорит аргументировано, и дает конкретные предложения, что делать дальше. Бастовать в нарушение закона? Я не могу вас к этому призвать. Предлагаю все-таки согласиться на 30 процентов…

"СИСТЕМУ МЕНЯТЬ НАДО"

Мнения делегатов и в самом деле разделились. Одни советовали поддержать позицию профсоюза.

- Если мы поставим комбинат на тихий ход, то какую зарплату получим за время простоя? - говорили они. – Этим мы себе не поможем.

Другие решительно не соглашались с коллегами.

- Когда индусы комбинат выкупали, нам обещали что через десять лет завод войдет в число передовых и зарплата у рабочих будет хорошая, - кричали эти. – Через месяц исполнится 11 лет как пришли инвесторы. Оборудование – в ужасном состоянии. Зарплата нищенская. А хозяину все давай, и давай. Слайды, которые нам тут показали, может просто агитация. Мы же не можем проверить эти цифры? И кто довел комбинат до такого состояния? Все подешевле брали, на ремонт не тратились. Скупой платит дважды! Требуем прибавку в сорок процентов! А если вопрос не будет решен положительно, предлагаем подать на г-на Миттала в международный суд – за то, что он довел своих рабочих до нищеты!

Имелось у делегатов и третье мнение. Поднять зарплату на 20 процентов не с 1 октября, а с 1 июля. А затем еще на десять процентов, но не с 1 февраля, а с 1 января. При этом и первые, и вторые, и третьи сходились в одном – все-таки проценты не главное. Необходимо менять саму систему начисления заработной платы.

- Я несколько раз спрашивал, как ведутся переговоры о прибавке, - сказал один из рабочих комбината. – Мне сказали: очень жестко, вплоть до криков и обмороков. Но сегодня мне позвонила наш инженер по труду. И сказала, что с января у нас собираются убрать некоторые доплаты. Это значит, что моя зарплата за январь уменьшится на 20 процентов. Нам тут показывали разные графики. Но среди них не было цифр, демонстрирующих рост благосостояния акционеров завода и самого Миттала – а оно растет! Ведь посмотрите – новые предприятия покупают, дочерей шикарно замуж выдают. Господа, вы просто не понимаете нас! (На пару минут мужчина замолчал, и было впечатление, что он вот-вот заплачет). Я лично не виноват, что президент Ирана нахамил г-ну Бушу и теперь против Ирана ввели санкции. Я живу плохо и хочу жить лучше. А ведь у нас есть резервы для повышения заработной платы. Например, существует специальный фонд начальников цехов, для поощрения лучших работников. Но я никогда не видел человека, который что-то оттуда получил! (в зале раздались аплодисменты). Куда уходят эти деньги? Я скажу! Они идут тем, кто работает непосредственно на начальника цеха – тем, кто в рабочее время строит ему коттедж! (тут послышался прямо гром аплодисментов, правда непонятно в чей адрес – то ли делегаты так поддерживали отчаянно храброго работягу, то ли выражали одобрение находчивым начальникам цехов).

- Предлагаю пересмотреть систему оплаты как таковую, - закончил свое выступление смелый металлург. – Нынешняя система – одна сплошная лазейка для уменьшения нашего заработка!

"НЕЛЬЗЯ ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ НА ДОСТИГНУТОМ"

Тем не менее, когда дело дошло до голосования, выяснилось, что делегатам предстоит выбирать только из двух вариантов – того, что предложило правление, и того, что коллектив хотел изначально. В противном случае на многомесячных переговорах пришлось бы поставить жирный крест и начать спор о повышении зарплаты с самого начала. Большинством голосом – 252 против 120, делегаты выбрали вариант, предложенный правлением "Миттал Стил". Но с оговоркой – продолжить работу по изменению системы оплаты труда. Генеральному директору эта оговорка, похоже, не понравилась. И прежде чем люди разошлись, он снова вышел к трибуне и задал делегатам вопрос: "В чем разница между владельцем предприятия и государством?". И тут же сам на него ответил:

- Государство никогда не может стать банкротом, а предприниматель может. В этом заключается разница между государственными органами и г-ном Митталом. Пожалуйста, подумайте об этом…

Но рабочие смысла этой глубокомысленной реплики то ли не поняли, то ли просто не захотели понять. Покидая зал заседаний, они дружно говорили о том, что нельзя останавливаться на достигнутом. Надо полагать, борьба за достойную зарплату будет продолжена.


Сергей Терещенко

"Новый Вестник" (Казахстан)

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: