Чугун решили охранять
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
13.12.2006
Чугун решили охранять
Российским грузовладельцам надлежит готовиться к тому, что в обозримом будущем чугун и другие черные металлы, а также подержанные автомобили, перевозимые по сети Российских железных дорог, в буквальном смысле слова окажутся под стражей. Решение о подготовке приказа министра транспорта РФ о внесении их в список грузов, подлежащих обязательному сменному сопровождению и охране, было принято на состоявшемся недавно в Минтрансе совещании с участием МВД, Федерального агентства железнодорожного транспорта, ОАО "РЖД" и ФГП "Ведомственная охрана ЖДТ".

В частности, на совещании было отмечено, что количество хищений чугуна в пути следования поездов в последнее время резко возросло. Так, по статистическим данным ДОПТ МВД России, в 2006 году только на участках Московской, Юго-Восточной и Южно-Уральской железных дорог совершено более 200 краж, сумма ущерба составила более 7 млн рублей. Против граждан, совершивших хищения перевозимых грузов, органами внутренних дел на транспорте возбуждено 155 уголовных дел. Как правило, такие преступления совершаются организованными преступными группировками с привлечением детей и подростков.

Но особенную тревогу вызывают факты совершения краж чугуна в пути следования. Чугунные чушки, весом по 8-10 кг, выбрасывают из вагонов на ходу либо вручную, либо открывая нижние разгрузочные люки. "Это - прямая угроза безопасности движения, - обеспокоен заместитель генерального директора - начальник отдела охраны грузов ФГП "ВО ЖДТ России" Юрий Никаноров. - На Тульском отделении были случаи травматизма локомотивных бригад и проводников, когда чушки выбрасывали из полувагонов и они попадали во встречные составы. На Московской магистрали из-за этого выбились из графика 20 пассажирских поездов; на Юго-Восточной и Забайкальской из-за оставшихся на путях металлозаготовок сходили с рельсов вагоны".

Обязательное сопровождение этих грузов может начаться после прохождения и согласования в органах исполнительной власти и регистрации в Минюсте РФ приказа Минтранса. "У нас есть все соответствующие условия: нормативы, опыт работы, материально-техническая база. И вряд ли кто-то справится с охраной этих грузов лучше нас. Но мы работаем за деньги. Нам необходимо нанять людей, обучить их, обеспечить формой и оружием и выплатить им зарплату. Будут деньги - будет и охрана. Думаю, мы сможем приступить к патрулированию уже во втором квартале 2007 года", - сообщил нам Ю.Никаноров.

На вопрос о дополнительных затратах для грузовладельца Ю.Никаноров ответил, что, по его мнению, введение обязательного сопровождения грузов сродни установке сигнализации на новый автомобиль. "Если вам при покупке новой машины в салоне предлагают поставить сигнализацию, будете ли вы спрашивать, скажется ли она на конечной ее стоимости? Потому что и так понятно, что безусловно скажется. Но, во-первых, стоимость сигнализации будет несравнима с ценой самого автомобиля; а во-вторых, это ведь даст его владельцу дополнительные гарантии!"

Именно "цена вопроса" беспокоит грузовладельцев, которым придется либо пользоваться услугами ВО ЖДТ РФ, либо организовывать сопровождение грузов своими силами. По прогнозам специалистов, стоимость транспортировки чугуна при этом может вырасти примерно на 4%.

Сейчас основными грузоотправителями чугуна в России являются Липецкий комбинат (60-65 тыс.тонн месяц), завод "Свободный сокол" (60 тыс.тонн), ОАО "ТулаЧерМет" (250 тыс.тонн) и ГК "Северсталь" (около 6 тыс.тонн). "Компании, покупающие наш чугун, уже прибегали к практике его перевозки с сопровождением. Однако я не думаю, что ее стоит вводить в обязательном порядке. Ведь в конце концов это приведет к удорожанию продукции, и будет оплачиваться из кармана потребителя. Мне кажется, что взять на себя обеспечение сохранности груза должно ОАО "РЖД" - монополия, с которой мы вынуждены работать. Довезти чугун в нужном количестве - задача железнодорожников, им и следует взять на себя связанные с этим издержки", - высказал нам свое мнение представитель ОАО "Металлургический завод им. А.К. Серова" Иван Морев.

По мнению представителя Международного союза металлургов и вице-президента "Союзгрузпромтранса" Владимира Прозоровского, обязательное сопровождение грузов не даст никакой гарантии, что хищения прекратятся, потому что воруют не из тех составов, которые полностью загружены металлом и идут на экспорт, а в основном из одиночных полувагонов. И, по его мнению, стрелок, находящийся в локомотиве, физически не сможет уследить за таким вагоном, а давать охрану для каждого отдельно взятого вагона - крайне накладно. "Приведет ли это к повышению транспортной составляющей в стоимости продукта? Естественно! И к очень большому! И может оказаться, что отечественный чугун сразу станет вообще неконкурентоспособным", - констатировал В.Прозоровский.

По его мнению, ситуацию с введением обязательного патрулирования черных металлов можно сравнить со "страховкой поневоле": "Представьте, что к вам приходит страховой агент и говорит: "Я вас застрахую на миллион рублей". Вы спрашиваете: "А зачем? Я и сам себя застрахую". А он отвечает: "Нет, мы уже приняли решение, все страховые компании объединились и проголосовали "за". Вы удивляетесь: "А я где же был?" А страховой агент парирует: "А это нас меньше всего волнует, мы же уже проголосовали…" Вот такая же картина получилась и на этом совещании, куда ни нас, ни грузовладельцев даже не позвали".

"РЖД-ПАРТНЕР"

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции