Крупный пакет «ВСМПО-Ависма» мог уйти за рубеж
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
15.02.2007
Крупный пакет «ВСМПО-Ависма» мог уйти за рубеж
«ВСМПО-Ависма» – мировой титановый лидер недавно перешел под контроль «Рособоронэкспорта». О том, почему государство именно сейчас заинтересовалось титановой отраслью, рассказал исполнительный директор ООО «ОборонИмпэкс», член совета директоров ОАО «Корпорация ВСМПО-Ависма» Михаил Воеводин.


– В ноябре прошлого года «Рособоронэкспорт» приобрел акции у основных акционеров ОАО «Корпорация ВСМПО-Ависма» (ВСМПО), сконцентрировав в своих руках 65,8% акций предприятия. В чем состоят основные мотивы прихода «Рособоронэкспорта» в ВСМПО?

– В рамках текущего тренда – усиления позиций государства в стратегических областях, а титановое производства, без сомнения, таковым является – стало необходимо осуществлять действенный государственный контроль над компанией. Это можно было реализовать только путем приобретения значительного пакета акций в госсобственность. Не будем забывать, что «Рособоронэкспорт», гарантируя исполнение экспортных контрактов российскими предприятиями ВПК, в том числе авиастроительными, заинтересован в обеспечении стабильных поставок титана на них.

Надо сказать, что на момент совершения сделки ситуация в ВСМПО была достаточно сложной – налицо был конфликт между собственниками, который грозил привести к тому, что весьма крупный пакет акций предприятия в 25–50% мог уйти к зарубежному инвестору.

Сложившаяся вокруг предприятия ситуация не отвечала ни интересам самого ВСМПО, ни национальным интересам России.

– Что же в таком случае должно измениться с вашим приходом?

– В первую очередь, с нашим приходом разрешился конфликт собственников предприятия. Это стабилизировало ситуацию вокруг и внутри стратегически важного как для России, так и для мировых корпораций предприятия.

– Каким вы видите будущее компании?

– «Рособоронэкспорт», став основным акционером, затратил на покупку значительные средства, в основном заемные. Поэтому мы, как никто другой, заинтересованы в развитии предприятия, росте капитализации и, соответственно, стоимости нашего пакета. В настоящее время разработана программа развития ВСМПО до 2012 года, которая подразумевает под собой инвестиции в размере от $600 млн до $1 млрд в производство и рост объемов производства титана почти в 2 раза.

– На рынке высказывались опасения, что с вашим приходом в ВСМПО приоритет в поставках титана будет отдаваться российским авиастроителям в ущерб основным западным клиентам – Boeing и Airbus. Так ли это?

– Сейчас 78% нашей титановой продукции поставляется на экспорт, 22% идет на нужды российских производителей. Сегодня отечественная авиастроительная промышленность не требует от нас значительного увеличения объема поставок, однако мы должны быть к этому готовы. Программа развития ВСМПО как раз и предусматривает необходимость покрытия растущей потребности в титане мировых и российских производителей. Мы ставим цель как минимум сохранить за собой ту долю на мировом рынке, которую мы сейчас занимаем, и полностью обеспечить потребности отечественных потребителей.

– Кто же на мировом рынке является вашими основными конкурентами?

– Это американские компании: Timet, которая занимает примерно равную с нами долю рынка в 20–25%, и Allegheny Technologies (12-15%).

– В чем вы видите конкурентные преимущества ВСМПО?

– Надо подчеркнуть, что ВСМПО является одним из крупнейших производителей титана аэрокосмического назначения. Это самый сложный титан, самый дорогой, самый чистый, и он обладает наибольшей добавочной стоимостью. Само ВСМПО примечательно тем, что предприятие продает не только титановые слитки, но и высокотехнологичные штамповки и готовые изделия. ВСМПО обладает единственным в мире работающим прессом усилием 75 тысяч тонн, который позволяет делать крупные детали самолетов.

В этой сфере в мире мы сейчас являемся монополистами.

Именно поэтому в нас заинтересованы Boeing, Airbus и другие авиакосмические производители. Boeing, согласно своей новой стратегической концепции развития, делает ставку, в первую очередь, на самолеты из композитов, которые используют значительно больше титана, чем традиционные алюминиевые самолеты. Так, примерно 10% веса новой модели самолета Boeing 787, который займет абсолютно доминирующее положение на рынке авиации в ближайшем будущем, составляют титановые узлы и детали, сделанные на ВСМПО.

– Имеются ли у «Рособоронэкспорта» какие-либо планы по реорганизации титанового предприятия?

– У нас имеется достаточно масштабная программа не реорганизации, а развития корпорации: мы хотим создать вертикально интегрированную компанию. Это позволит нам решить сразу две проблемы – обеспечить стабильность поставок, стабильность цен на сырье и уменьшить издержки по закупкам, снизив, таким образом, себестоимость продукции. В первую очередь это касается основного сырья для производства титановой губки – ильменита (исходное сырье для производства титана – «Газета.Ru»), а также молибдена и ванадия. Рынок последних двух составляющих нестабилен и характеризуется ростом цен в разы. Причем этот рост цен не обоснован экономически. Его причина в том, что рынок в этой области монополизирован, и поставщики сырья могут позволить себе искусственно завышать цены. Цены на ильменит на мировом рынке также растут, но менее существенно и по другой причине – из-за роста издержек по его добыче. Еще один, более субъективный фактор построения такого вертикально интегрированного холдинга состоит в том, что получение контроля над добывающими активами позволит увеличить капитализацию компании с большим мультипликатором.

– То есть имеется в виду создание полного цикла производства?

– Да, мы приобретаем права на разработку месторождений, покупаем или строим на них горно-обогатительный комбинат либо при необходимости фабрики по переработке и другую необходимую инфраструктуру. Такая модель позволяет значительно сократить издержки, зафиксировав цены на сырье на минимальном уровне. Для примера: себестоимость молибдена – $15 за килограмм, рыночная цена находится в диапазоне от $40 до $60. Издержки, таким образом, сократятся почти в три раза (молибден к 2012 году будет составлять в себестоимости конечной продукции около 30–40% при физическом весе всего 5% в конечном продукте).

– Такого рода проекты планируется реализовать в России или за рубежом? Какие страны наиболее перспективны в смысле запасов ильменита, молибдена, ванадия?

– Нас интересуют в первую очередь Россия, Украина, Шри-Ланка и, конечно, Индия. Развитие кооперации с индийской стороной является государственной стратегией. Это потенциально интересный регион с большими залежами ильменитового песка с низкой себестоимостью добычи. Однако в Индии есть значительные проблемы с инфраструктурой, кроме этого титановое производство достаточно капризно по отношению к сырью. Сложность еще и в том, что по геологии невозможно однозначно сказать, подойдет ли тот или иной ильменит для нашего производства, определить это можно только опытным путем в ходе плавки.

Естественно, мы в идеале хотели бы иметь собственное производство в России, что позволило бы нивелировать политические риски и сократить накладные расходы (транспорт, страховка, таможня и т. д.).

Что касается молибдена и ванадия, то с ними ситуация значительно сложнее. Залежей молибдена в России практически нет, также как и функционирующих перерабатывающих заводов. Нужной нам чистоты ванадий в РФ не производится, хотя есть большая сырьевая база очень близко к Салде – шлаки Качканарского ГОКа (НТМК). Мы же получаем пентооксид ванадия производства ЮАР и немецкий, так что потенциал для развития большой, и мы будем его активно изучать.

– Сейчас довольно активно обсуждается грядущая реорганизация «Рособоронэкспорта». Каким образом она может затронуть ВСМПО?

– Эта возможная реорганизация никаким образом не коснется ВСМПО. Предприятие будет продолжать поступательно развиваться.

– Имеются ли у вас планы по выходу ВСМПО на первичное размещение акций? Если да, то когда его можно ожидать?

– Во всем, что касается развития предприятия, новый собственник исходит из вопроса экономической целесообразности своих действий.

Мы будем постепенно готовить компанию к первичному размещению.
Надо отметить, что требования, предъявляемые для IPO, полезны и для развития предприятия в целом. Так, ВСМПО будет, безусловно, наращивать степень транспарентности, продолжать делать консолидированную отчетность, выпускать отчетность по US GAAP и другим стандартам, а также аудироваться компаниями «большой четверки». На тот момент, когда наши финансово-экономическое службы решат, что это целесообразно, IPO будет проведено. Однако в этом году, разумеется, никакого первичного размещения не будет.
Gazeta.ru

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции