"Чистое железо": медный завод в Армении построят где-нибудь когда-нибудь?
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
07.09.2007
"Чистое железо": медный завод в Армении построят где-нибудь когда-нибудь?
То, что на столе директора ереванского завода "Чистое железо" Геника Карапетяна нет компьютера, сразу бросается в глаза: привыкли за последнее время к этому атрибуту современности. Однако хозяин кабинета считает, что "умная машина" ему не нужна: больших расчетов делать не приходится, а Интернет, видимо, ему заменяют многочисленные книги, расположенные в огромном шкафу за спиной.

Дела у завода с тех пор, как в 1995 году немецкий Cronimet Gruppe стал владельцем 51% акций предприятия, идут неплохо, собираются даже расширять ассортимент и в следующем году начать выпуск готовой продукции из чистого молибдена. Однако наше интервью с г-ном Карапетяном началось не с заводских дел, а с планов Cronimet Gruppe, которые в общих чертах представил побывавший в начале августа в Армении президент немецкой компании Гюнтер Пиларски.

- Cronimet Gruppe, которая является держателем контрольного пакета акций ЗММК (Зангезурский медно-молибденовый комбинат), планирует организовать переработку медного концентрата в Армении. По мнению Валерия Меджлумяна, президента Валлекс групп, производство меди в Армении может быть рентабельным при объемах переработки концентрата в 60 тыс.тонн в год. Какие объемы собирается иметь Cronimet Gruppe?

- Я даже сомневаюсь, будет ли рентабельным производство при 60 тыс.тонн. Желательно все-таки, чтобы перерабатывалось не менее 100 тыс. в год. Но сейчас в Армении нет ни 100 тыс.тонн медного концентрата, ни 160 тыс.

- А сколько концентрата производят на ЗММК?

- В среднем комбинат дает около 4 тыс. тонн медного концентрата ежемесячно. То есть почти 50 тыс.тонн в год. Но с учетом планов комбината по увеличению объемов, эта цифра в скором времени может достигнуть 100 тыс.тонн. Я думаю, что, если проект получит окончательное одобрение, он будет рассчитан на объем не менее 100 тыс.тонн в год.

- Есть оценки, что запасов молибдена хватит на 150 лет. Это так?

- Насчет 150 лет не скажу - звучит немного несерьезно: кто знает, что будет через 20 лет или 50? Но на ближайшие 15-25 лет хватит. Одним словом, запасы есть, и они значительные.

- На какой стадии находится сейчас программа по производству меди?

- Идут исследования по этому проекту, ими занимаются финны. Они разрабатывают технологию получения меди из каджаранского концентрата. Ведь в Армении существует серьезная проблема при получении меди классическим способом - некуда девать серную кислоту. А кислоты получается немало.

- Сколько?

- В концентрате около 30% серы. То есть при переработке 1 тонны концентрата получается около 3 тонн кислоты. То есть в случае 100 тыс.тонн будет 300 тыс.тонн кислоты в год.

- И что же с ней делать?

- Насколько я знаю, разрабатывается вариант с закрытым циклом, при котором производство серной кислоты не предусматривается. Разработчики обещали к ноябрю-декабрю этого года представить технологию для переработки зангезурского концентрата.

- Где предусматривается строительство комбината?

- Этот вопрос тоже окончательно не решен. При определении места строительства нужно будет решить множество вопросов: коммуникаций, экологии и т.д. Могу лишь сказать, что завод будет не в Ереване, а где-то поблизости от Каджарана.

- Какие другие экологические проблемы, кроме серной кислоты, могут возникнуть?

- Экологические вопросы, конечно же, будут при подобном производстве, но так как немцы очень аккуратные люди и относятся к подобным вопросам очень серьезно, мне кажется, никаких проблем с экологией быть не должно.

- Сколько человек будет работать на заводе?

- Как минимум 1000-1500 человек.

- Сколько времени потребуется на строительство завода?

- Не более двух лет.

- На какой стадии проект?

- Во-первых, нужно окончательное технико-экономическое обоснование и, главное - решить экологические вопросы. Немцы не могут позволить себе работать так, как в Алаверди.

- Какие еще инвестиции собирается делать Cronimet Gruppe в Армении?

- У них есть желание сделать инвестиции в другие производства. Есть бизнес-план, связанный с заводом "Электрон", на котором хотят наладить производство, не связанное с металлургией. Отмечу, что уже по состоянию на сегодняшний день Cronimet Gruppe сделала около 150 млн. долларов инвестиций только на ЗММК. Общий же объем вложений в ЗММК составит 250 млн. долларов. А если до конца года решится вопрос завода по переработке медного концентрата, то это еще плюс 150 млн. долларов, кроме того, предусматриваются еще небольшие инвестиции в другие проекты в размере 10-20 млн. долларов. А вообще многое в реализации этих программ будет зависеть от обстановки в Армении.

- Что Вы имеете в виду?

- Главное, чтобы законы нормально работали. Для всех. Например, сколько времени нам не возвращают НДС. Возникает вопрос: зачем делать инвестиции, если не можешь получить обратно свои деньги? Больше 3 млрд. драмов наших денег таким образом заморожено.

- И ничего невозможно сделать?

- Если эта сумма увеличится, мы просто-напросто остановим завод. Ведь не можем же мы работать себе в убыток!

- Почему не подаете в суд на соответствующий государственный орган?

- Нужна нормальная обстановка для работы, без всяких судов...

- У других экспортеров такая же ситуация?

- В металлургической сфере - да. Чтобы предприятия отрасли нормально работали, не нужны никакие льготы. Цены на металлы - хорошие. Просто нужно исполнение законов. А иначе не можешь ни нормально планировать, ни расширяться.

- Что сейчас выпускает завод?

- Ферромолибден (с 60-80%-ым содержанием молибдена) и чистый молибден (100%). Вообще 90% молибдена в мире используется именно в виде сплава с железом - как добавка для легирования стали. И только 10% приходится на чистый молибден, его оксид или сплавы еще с каким-то элементом.

- На что нацелена программа инвестиций в завод?

- Мы бы хотели развивать производство чистого молибдена. Собираемся продолжить технологическую цепочку и получать не только чистый молибден, но и готовую продукцию из нее - листы, трубы, болванки... У нас уже есть установка электролучевой плавки, но нужно еще оборудование для горячей обработки, проката и других процессов. Я думаю, что до конца следующего года мы завершим этот проект.

- Кстати, откуда название "Чистое железо"?

- Это коммунисты так решили. Тогда, в 1975 году, когда завод был построен, здесь хотели производить железо, но так и не довелось этим планам сбыться. Кстати, тогда на заводе работали максимум 250 человек, а сейчас - более 500.

- Каковы мощности "Чистого железа"?

- Перерабатываем 5000 тонн концентрата в год и получаем ежемесячно 220 тонн ферромолибдена и 35-40 тонн чистого молибдена.

- Какой процент концентрата молибдена, производимого в Армении, перерабатывает "Чистое железо"?

- 60%. Остальные 40% перерабатывает другой армянский завод. Кстати, этот пункт о том, что весь концентрат должен перерабатываться в Армении, был зафиксирован в договоре о продаже ЗММК. Это было условием правительства.

- Завод сам продает свою продукцию?

- Мы продаем все Cronimet Gruppe. Нам самим трудно исполнять прямые договора с потребителями. Мы отправляем продукцию контейнерами через "Апавен", но точный срок ее доставки не известен. А если мы заключим договор и не выполним его по срокам, то штрафов потом не оберешься. А Cronimet Gruppe за счет других источников и своих складов может регулировать эти вопросы. Потом - крупные производства не пойдут на заключение договоров с нами. А у немцев представительства по всему миру.

- Кроме продукции из молибдена, завод выпускает еще что-либо?

- Ничего. Можно было бы наладить здесь еще какое-то производство, но, честно говоря, нет такого желания. Зачем разбрасываться, если можно развивать наше производство. Вот посмотрите. Тонна ферромолибдена стоит 70 тыс.долларов, а лист чистого молибдена - 150-200 тыс.долларов. Будем работать в этом направлении. Зачем выпускать ферромолибден, если на чистом можем заработать больше? Этап за этапом идем к этому. Раньше в Армении вообще не было переработки молибденового концентрата. Мы первые начали делать это в 1995 году. А сегодня уже весь концентрат перерабатывается здесь. И это не только вопрос прибыли. Это и рабочие места, и налоги государству. Наконец, вся Европа уже знает, что в Армении производят ферромолибден.
Карен Арзуманян, Express.am

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: