Рынок металлоконструкций в России не поспевает за спросом
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
17.10.2007
Рынок металлоконструкций в России не поспевает за спросом
В современном мире широкую популярность приобрели металлоконструкции. Строители активно используют их благодаря значительным преимуществам перед другими строительными материалами - меньшему весу, простоте изготовления, легкости монтажа, прочности и надежности в эксплуатации. Российский рынок металлоконструкций ежегодно растет на 15 - 20%, и предложение не поспевает за спросом.

C применением металлоконструкций возводятся здания самого разного назначения - промышленные и производственные цеха, складские комплексы, торговые и офисные центры, спортивные сооружения, включая бассейны и корты, гаражные комплексы для всех видов транспорта, ангары. Поэтому неудивительно, что понятие «металлоконструкции» включает в себя широкий спектр изделий, которые существенно отличаются друг от друга.

По словам специалистов ООО «Стройметалл-Групп», металлоконструкции условно можно разделить на шесть групп - три основные и три дополнительные. К основным относятся строительные металлоконструкции, объединяющие все типы металлических каркасов зданий любого назначения (перекрытия, колонны, ригели, связи, прогоны, купольные конструкции и т.п.), ограждающие конструкции (оцинкованный профилированный лист, трехслойные сэндвич-панели, оконные переплеты и блоки, металлические двери и ворота), а также модульные здания, или «блок-контейнеры» (в обиходе их называют бытовками).

К дополнительным группам относятся металлические емкости (резервуары, цистерны и прочие емкости промышленного назначения), вышки (опоры ЛЭП, радио-, телевышки, вышки сотовой связи и т.п.), а также нестандартные металлические конструкции (эстакады, дорожные ограждения и знаки, конструкции мостов).

Одним из основных сегментов рынка строительных металлоконструкций являются металлоконструкции быстровозводимых зданий, позволяющие в более короткие сроки проводить строительные работы, включая фундаментные, вне зависимости от климатических условий. (При этом следует заметить, что, в отличие от обычных, быстровозводимые здания не требуют глубокого фундамента). Собственно, быстровозводимое здание и представляет собой каркас из металлоконструкций (главным образом, из стали), обтянутый специальной пленкой или обвешанный сэндвич-панелями. Каркас имеет вертикальные стойки и горизонтальные прогоны для крепления внешней и внутренней обшивки, установки окон, дверей и внутренних перегородок. Поскольку сталь подвержена коррозии, ей необходима защита от внешних воздействий в виде оцинковки или окраски (деревянные части каркаса обрабатываются огнезащитным составом). В качестве утеплителя сэндвич-панели могут использоваться пенополистирол, минеральная вата или пенополиуретан. Эксперты советуют останавливать выбор именно на панелях, которые совмещают в себе свойства внешнего и внутреннего покрытия. Монтаж длится от трех недель до нескольких месяцев в зависимости от площади здания. В свою очередь, цена зависит от типа здания. Так, 1 кв. м «коробки» типового гипермаркета обойдется заказчику в среднем в 10 - 15 тыс. руб.

По данным компании Ruukki, стоимость рынка металлоконструкций в России сегодня оценивается более чем в 24 млрд руб. (около 700 млн евро) и растет на 15 - 20% в год. Цены на нем напрямую зависят от цен на металлопрокат. Эксперты Российского союза поставщиков отмечают, что в свою очередь на рынке металлопроката в последние годы наблюдаются резкие скачки цен. Вслед за прокатчиками с интервалом в 2 - 3 месяца цены на свои изделия повышают и производители металлоконструкций. Причины такой «замедленной реакции» - желание сохранить клиентов или набрать необходимый объем портфеля заказов, так как резкое повышение цен приводит к кратковременным изменениям в структуре спроса в сторону других строительных материалов.

Главной причиной роста цен специалисты рынка называют обостряющийся дефицит металлопроката, несмотря на то что, по данным Росстата, объемы металлургических производств и выпуска металлопроката в стране постоянно увеличиваются. Противоречие объясняется просто: значительный объем выпускаемой продукции идет на экспорт. Экспортные поставки более выгодны металлургическим комбинатам, поскольку цены на металлопрокат на мировом рынке растут быстрее, чем на внутреннем. Для сравнения: тонна металлопроката в России сегодня стоит 21- 35 тыс. руб. (600 – 1000 евро), а, например, в Финляндии - 42 тыс. руб. (1200 евро).

По данным ООО «Стройметалл-Групп», прибыльность в сегменте металлоконструкций составляет в среднем 7 - 15%, но может достигать и 30 - 40%. В последние годы все больше производителей стремятся к универсализации: специализированные заводы (например, заводы мостостроения) расширяют линейку предлагаемой продукции. Универсальными производителями формируется примерно 50 - 52% от общего числа предложений на рынке. При этом вышеупомянутые предприятия (расположенные в основном на территории ЦФО и на Урале) производят более 70% всего объема рынка. Спросом пользуется и продукция производителей из СНГ и европейских стран - Белоруссии, Финляндии, Люксембурга, Словении и т.д. На Дальний Восток поставки осуществляются китайскими и корейскими компаниями.

(По аналитическим материалам СНИП)

Красота и быстрота

Первые металлоконструкции появились в середине XIX века. В 1851 году впервые в архитектурной практике было построено здание из непривычных для того времени материалов - стали и стекла. Этим навсегда вошедшим в историю зданием стал павильон для проведения первой Всемирной промышленности выставки в Лондоне, получивший название «Хрустальный дворец». Архитектор Джозеф Пакстон и инженер по строительству железных дорог Джорж Стефенсон спроектировали его всего за восемь дней. Павильон стал памятником архитектуры, особенности которого копировали архитекторы и строители во всем мире.

Другим известным зданием, почти целиком выполненным из металлоконструкций, является Эйфелева башня. Ее плавный изгиб образуют 12 тыс. железных деталей, скрепленных 2,5 млн заклепок.

На поток производство зданий из металлоконструкций было поставлено в США сразу после Второй мировой войны, когда в стране грянул строительный бум. Преимуществом таких зданий считалась, в частности, возможность быстрого демонтажа: в условиях стремительно меняющейся экономической ситуации здание можно было снести, а участок земли использовать иначе.

Скупой платит дважды!

Хотя отечественные металлоконструкции дешевле импортных в среднем на 60%, эта разница кажется выигрышной лишь на уровне коммерческого предложения, предупреждают эксперты. В процессе строительства приходится доплачивать за различные доработки и дополнительные материалы. Поэтому конечная стоимость здания в обоих случаях различается не сильно.

Анна Санькова
"Московская перспектива"

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: