Российская сталь отправляется в Азию
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
12.05.2008
Российская сталь отправляется в Азию
Логистика экспорта продукции российской черной металлургии в первом квартале 2008 года претерпела существенные изменения. По данным Росстата, в первые три месяца текущего года объем перевалки черных металлов в южных и северо-западных портах сократился примерно на 20%, или на 1 млн т. Примерно на столько же выросла перевалка черных металлов на Дальнем Востоке, в первую очередь в Находке и Владивостоке. Эксперты объясняют это переориентацией части экспортеров на внутренний рынок, а также ростом спроса на черные металлы в Азии.

Согласно данным Росстата, из крупных портов в первом квартале 2008 года сильнее всего перевалка черных металлов сократилась в Петербурге — на 33% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года (660,8 тыс. т). Среди малых портов больше всех потеряли Таганрог — 75% (41,5 тыс. т), Туапсе — 66% (167,9 тыс. т), Ейск — 42% (224,6 тыс. т). С другой стороны, наибольший прирост показали порты Владивосток, нарастивший перевалку черных металлов втрое, почти до 600 тыс. т, Ванино — 58,7% (7,3 тыс. т) и Находка — 41,7% (1,6 млн т). В целом по дальневосточному бассейну рост перевалки черных металлов составил 66,9%, достигнув 2,3 млн т.

Одной из возможных причин резкого сокращения экспорта черных металлов в Европу аналитики называют переориентацию этих грузов на внутренний рынок. Илья Кленин из «Тройки Диалог» полагает, что в Европе сокращается покупательский спрос за счет использования местными производителями сырья из складских запасов, заготовленных до резкого повышения цен на сталь в прошлом году. В «Северстали» подтверждают, что российский рынок стал для них более привлекательным, и именно переориентацией на отечественных потребителей начальник управления информации ОАО «Северсталь» Ирина Догадина объясняет резкое — вдвое — сокращение грузооборота принадлежащей компании в петербургском порту стивидорной компании «Нева-Металл».

Но это не иллюстрирует резкого роста перевалки металлов в дальневосточных портах, тем более что экспорт этой продукции в целом по России сократился лишь на 3,3%. Источник РБК daily, близкий к группе «Мечел» (официально компания не комментирует этот вопрос), предположил, что переориентация потоков на восток напрямую не связана с переориентацией экспорта. «Скорее всего проблема в железной дороге и самих портах, то есть дорога в западном направлении достаточно грузов не пропускала, а порты (особенно украинские) не грузили необходимые компаниям объемы», — отмечает источник.

Кроме того, аналитик «Брокеркредитсервиса» Анастасия Жданова подчеркивает, что ценовая конъюнктура в первом квартале была благоприятнее в Европе — цены на черные металлы там с начала года выросли на 43%, тогда как в Азии — на 38%. Тем не менее аналитик ИГ «АнтантаПиоглобал» Евгений Рябков уверен, что в Европе развитие потребления идет медленнее, чем в Азии, и экспорт стали в западном направлении менее перспективен для российских производителей.

Как напоминает аналитик «ЮниКредит Атон» Георгий Боженица, в конце прошлого года власти Китая ограничили экспорт стали, и его традиционные партнеры — Филиппины, Южная Корея, Малайзия — были вынуждены обратиться к российским производителям, что повысило привлекательность восточного направления для таких компаний, как Evraz, «Мечел» и «Металлоинвест». Аналитик прогнозирует, что как минимум до конца года дальневосточные порты продолжат демонстрировать стремительный рост перевалки черных металлов, а западные в середине года переломят тенденцию к ее сокращению.

ДЕНИС ЛЕБЕДЕВ,Санкт-Петербург
РБК daily

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: