Рост цен на сталь: потребительские бунты
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
30.05.2008
Рост цен на сталь: потребительские бунты
Постоянное удорожание стали во всех регионах мира вызывает все большее недовольство со стороны основных потребителей металлопродукции. Они не желают принимать во внимание аргументы металлургов о необходимости компенсации роста затрат на сырье, транспортировку и эненергоснабжение и все чаще обращаются в госорганы с требованием остановить повышение цен на металл.

Объективно говоря, с одной стороны затраты металлургов на выпуск стали действительно выросли: ЖРС подорожало на 65-71%, цены на коксующийся уголь преодолели отметку в $300/т, увеличились платежи за транспортировку грузов, подорожали энергоносители, наблюдаемая почти по всему миру инфляция требует регулярного повышения зарплат персонала. С другой стороны, эксперты практически единогласно прогнозируют рост мирового потребления металлопродукции даже с учетом ожидаемого ослабления рынков США и ЕС.

Международный институт чугуна и стали (IISI) предполагает, что в 2008 г. мировой спрос на сталь вырастет на 6,7% (до 1,282 млрд. т). Основными «локомотивами роста» будут страны БРИК, где потребление вырастет на 11,1%. Эксперты Credit Suisse уверены в увеличении потребления металла в глобальном масштабе и констатируют нехватку мощностей для производства требуемого рынком объема стали. На фоне высоких цен на сырье возможная напряженность с предложением стальной продукции гарантируют стабильно высокие спрос и цены в течение нескольких ближайших лет.

Потребители металла имеют свою собственную точку зрения – именно рост цен на сталь является основной причиной инфляции, поразившей многие страны и регионы, в том числе Азию и Ближний Восток, традиционно потребляющие большие объемы металлопродукции. По их мнению, удорожание стали приведет к коллапсу многих металлопотребляющих отраслей, включая строительство, автомобилестроение, ВПК и нефтегазовый сектор. Наибольший всплеск жалоб на металлругов и требование применить госрегулирование звучат в развивающихся странах: Индии, Египте, Вьетнаме. Потребители Турции, Ближнего Востока, России, Украины и других стран также открыто требуют поддержки своих правительств в «борьбе» с меткомпаниями, которые намерены за их счет получить сверхприбыли. В развитых странах признают негативный эффект сверхвысоких цен на состояние автомобилестроения и строительства, но уверены в том, что ситуация разрешится рыночным путем.

Вероятно, в крайне сложном положении окажутся автомобилестроители. Во-первых, очень высокая степень конкуренции на рынке автомобилей и необходимость любой ценой удержать и даже расширить рыночную долю. Любое повышение цены приведет к оттоку покупателей, поэтому автокомпании не могут просто переложить выросшие затраты на плечи клиентов. Во-вторых, объемы продаж автомобилей в последние месяцы падают. По итогам I квартала 2008 г. продажи Ford в США снизились на 14,3%, продажи General Motors - на 19%, Toyota – на 10%. По информации Ассоциации европейских производителей автомобилей, в марте продажи машин в Европе уменьшились на 9,5%, что является максимальным падением за последние 4 года. У многих компаний процент снижения продаж исчисляется двузначными числами. Столь плачевное влияние на отрасль оказал ипотечный кризис в США летом 2007 г., вернее последовавшие за ним резкое сокращение выдачи потребительских кредитов и рост инфляции. Когда дорожает все, о смене авто обычное население думает в последнюю очередь.

Рост цен на автолист на мировых рынках все же продолжается, и автогигантам приходится искать компромиссы с поставщиками стали, «искать на них управу» со стороны государства или находить способы снизить расходы. Южнокорейские Hyundai и Kia заявили, что будут искать возможность для приобретения нужной стали в Китае по более низким ценам, чем на внутреннем рынке. Японские Toyota и Nissan посчитали, что дальнейший подъем цен на лист приведет к увеличению затрат предприятий отрасли более чем на $4,5 млрд. Honda, чтобы не так зависеть от растущей стоимости стали, планирует увеличить потребление алюминия в авто.

Китайская Great Wall решила нарастить выпуск более дорогих моделей, покупатели которых не столь болезненно реагируют на рост цен. Индийская Tata так сделать не сможет, компания успела провести очень широкую мировую рекламу своего самого дешевого автомобиля – Nano. Подорожание металла ставит под угрозу появление Nano на рынке по заявленной цене ($2550). Представители Tata настаивают на выполнении обязательств и, вероятно, найдут способ сохранить стоимость неизменной.

Некоторые эксперты отмечают, что на фоне ужасающей статистики продаж и мрачных перспектив на II квартал, ни одна из компаний не сократила производство автомобилей. Наоборот, многие западные автопроизводители анонсируют планы строительства новых заводов и наращивания объемов выпуска машин в развивающихся странах, включая Россию, Китай, Бразилию. Вышеизложенное дает возможность предположить, что «беды» автогигантов несколько преувеличены, что падение продаж в США и ЕС все же компенсируется за счет других регионов, но массовая атака может оказать давление на металлургов и поможет достичь ценового компромисса.

Второй отраслью, крайне чувствительной к ценам на металл, является строительство. По информации участников рынка, продолжающийся рост цен на конструкционную сталь может привести к приостановке, переносу сроков или даже полной отмене некоторых проектов. Дорожает металл – растут в цене квартиры или другие объекты строительства; строители не могут выполнить свои обязательства по ранее оглашенным ценам – заказчик отказывается от участия в проекте. И вновь приходится вспоминать о том, что кредит на жилье в банке взять стало гораздо сложнее и проценты выросли.

Не приведет ли подорожание арматуры к оттоку инвестиций из строительной индустрии? Даже крупные международные конгломераты задумались о целесообразности отдельных проектов. В Европе компания Shell отказалась от участия в проекте создания крупнейшей в Великобритании ветроэлектростанции из-за подорожания толстолистовой стали, что может на 30% увеличить затратность станции.

На Ближнем Востоке, в регионе с миллиардными инвестициями в строительство, цены на арматуру за последние полгода выросли почти в 2 раза. Застройщики вынуждены постепенно повышать стоимость квартир, рост цен по разным проектам оценивается в 20-60%. Клиенты отказываются от покупки апартаментов по новой стоимости, и крупные проекты могут оказаться нерентабельными.

Комитет строителей Турции заявил, что растущие цены на сталь сдерживают развитие отрасли страны. Только в феврале 2008 г. цены на стальную продукцию выросли на 50%. Комитет призвал правительство выступить посредником и помочь скоординировать действия меткомпаний, подрядчиков и строителей, чтобы обеспечить развитие строительной отрасли и, соответственно, всей турецкой экономики. Если же договориться «мирным путем» не получится, то Комитет будет организовывать забастовки и призывать к прекращению работ на самых срочных объектах.

Египетская генеральная федерация кооперативов (General Federation of Cooperatives) получает множество жалоб от небольших строительных компаний, которые близки к банкротству, из-за постоянного роста конструкционной стали. Цены внутреннего рынка очень быстро меняются, за сутки сталь может подорожать на 500 египетских фунтов. Ценовая неопределенность создает серьезные неудобства в работе трейдеров, подрядчиков и конечных заказчиков строительных работ. Египет надеется ускорить решение проблемы и несколько сбить цены внутреннего рынка за счет расширения импорта более дешевой арматуры, в том числе и украинского производства.

В ОАЭ и ряде других стран мира с нехваткой предложения стали по доступным ценам борются такими же методами – отменой пошлин на импорт стальной продукции. Государство поддержало строительных подрядчиков, лишив местные меткомпании монопольного положения. По мнению участников рынка, эта мера не окажет длительного влияния на рынок и не принесет желанного снижения цен. По всему миру цены слишком взаимосвязаны и при наличии спроса уровни внутренних и экспортных котировок обречены на выравнивание. Конечно, если в дело не вмешается государство и не будет шантажировать меткомпании, как это случилось в Индии и может произойти в Украине и России.

Индия готовится к парламентским выборам 2009 г., поэтому политическая составляющая четко просматривается в основных решениях правительства страны. В стране высокими темпами растет инфляция, которую надо бы остановить, но сделать это экономическими методами не выходит. Значит, необходимо найти «стрелочников» и заставить их снизить цены административным способом. Виноватыми, несмотря на сильнейшее лобби в парламенте, «назначили» меткомпании.

Именно металлурги взвинтили цены на свою продукцию до невиданных высот. И сделали это, по мнению чиновников, совершенно необоснованно. Растущие цены на сталь вызвали шквал жалоб со стороны всех металлопотребляющих отраслей страны. За помощью к правительству обратились автомобилестроители, производители автокомпонентов, строители. Последние предупредили власти страны о возможном срыве строительства объектов к проведению Игр Британского содружества, запланированных на 2010 г.

Аргументы металлургов (компенсация затрат) не устроили правительство Индии, и металлургам было предложено добровольно сократить цены на свою продукцию. В противном случае им пообещали полностью запретить экспорт стали. Угроза подействовала, и крупнейшие меткомпании страны взяли на себя обязательства не повышать цены в течение 3-4 месяцев и сократить объемы экспорта. Но госаппарат уже был запущен, и в угоду потенциальным избирателям–представителям металопотребляющих отраслей с 10 мая были введены пошлины (5-10%) на экспорт многих видов стали.

С требованиями «укротить» металлургов уже выступили представители некоторых украинских отраслей (ВПК, машиностроение и др.) и крупных российских компаний («Газпромнефть», Фонд развития трубной промышленности, «Сургутнефтегаз» и др.). В России Федеральная антимонопольная служба начинала проверку соблюдения антимонопольного законодательства крупнейшими меткомпаниями. В Украине официальной реакции правительства на обращения еще нет, но в свете политической обстановки и необходимости вести интенсивное строительство к Евро-2012 она может последовать. Будем надеяться, что административных мер, подобным индийским, применять не будут. Искусственным способом удержать цены для внутренних потребителей будет невозможно - расширение мирового потребления стали продолжит расти, что будет стимулировать дальнейший рост цен на металлопродукцию.

Наталья Андреева
ugmk.info

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: