GM поможет "Норникелю"
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
26.05.2003
GM поможет "Норникелю"
Американский автогигант General Motors (GM) готов перейти на использование палладия вместо платины при производстве автомобильных катализаторов (систем очистки выхлопных газов). Палладий, стремительно дешевевший в последние три года, сейчас стоит почти вчетверо дешевле платины. Аналитики полагают, что инициатива GM поможет "Норникелю" - крупнейшему в мире производителю палладия восстановить спрос на этот металл на мировых рынках.
Автомобилестроительная отрасль - крупнейший потребитель металлов платиновой группы. По данным британской Johnson Matthew, в 2002 г. на долю автомобилестроителей пришлось 61% мирового потребления палладия (3 млн унций из 4,9 млн) и около 32% платины (2 млн унций из 6,3 млн). При этом средняя мировая цена палладия в 2002 г. составила $337 за унцию, а платины - $540 за унцию. Выручка ГМК "Норникель" в 2002 г. составила 105 млрд руб. , чистая прибыль - 2,85 млрд руб. На долю "Норникеля" приходится треть мирового рынка палладия и около 16% производства платины.

Еще два года назад палладий был самым дорогим металлом "Норникеля" и обеспечивал около 40% выручки ГМК. Однако затем цены на палладий стремительно пошли вниз. С пиковых $1085 за унцию в начале 2001 г. (платина тогда стоила около $600 за унцию) мировая цена палладия сейчас снизилась примерно до $170. "Норникель" был вынужден сокращать производство этого металла и накапливать его запасы. По данным аналитика "Тройки Диалог " Василия Николаева, в 2002 г. на палладий пришлось лишь 13% выручки "Норникеля". "Сейчас предложение на рынке палладия избыточно, и основной вопрос состоит в восстановлении спроса, в первую очередь со стороны автомобилестроительных компаний", - объясняет ситуацию аналитик Альфа-банка Максим Матвеев.

Похоже, у "Норникеля" появился повод для оптимизма. Директор по закупкам GM Дэвид Андрес на прошлой неделе заявил, что компания готова перейти на использование палладия вместо платины в производстве автомобильных катализаторов. "Разница в цене между палладием и платиной почти в $500 за унцию делает разумным переход на него при производстве отдельных компонентов", - цитирует Андреса агентство Bloomberg. По его словам, GM недавно стал использовать палладий вместо платины в трех моделях катализаторов. "Это хорошая новость для "Норникеля", - говорит Николаев из "Тройки Диалог ". По его словам, палладий и платина зачастую взаимозаменяемы при производстве катализаторов для автомобилей с бензиновым двигателем.

Николаев считает, что если благодаря автоконцернам спрос на палладий восстановится, то выручка "Норникеля" от его реализации может вырасти с нынешних $400 млн до $630 млн в 2004 г. "До сих пор компании приходилось пристраивать палладий на рынке квазирыночными способами - гасить этим металлом кредит Минфина, оплачивать им покупку американской компании Stillwater", - напоминает аналитик.

В "Норникеле" довольны решением GM переключиться на палладий. "Это свидетельство того, что нашим партнерам комфортно работать с нами и у них появилась уверенность в надежных и постоянных поставках палладия из России", - говорит президент компании Norimet (экспортный трейдер "Норникеля") Петр Холодный. По его мнению, закупки мировых автоконцернов могут восстановить спрос на российский палладий до 3 млн унций в год и немного поднять цены на металл - максимум до $250 за унцию к концу текущего года.



Илья Хренников "Ведомости"

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции