Под фанфары
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
16.06.2003
Под фанфары
Крупнейшие трубные компании имеют все шансы повторить успех нефтяников и выйти на рынок крупных инвестиций. Для этого нужно в кратчайшие сроки капитализировать бизнес

В трубной отрасли сложилась интересная ситуация. Благодаря растущим перспективам рынка потребления труб, прежде всего в нефтегазовом комплексе, у крупнейших игроков появился огромный потенциал для привлечения внешних инвестиций. Это уникальный шанс вырваться вперед - провести коренную модернизацию основных фондов, выстроить грамотную производственную структуру, диверсифицировать бизнес. Времени на это у компаний не так много: спрос на трубы в нефтегазовом комплексе цикличен. Упустить такой шанс непростительно.

Технология привлечения инвестиций

Чтобы привлечь крупные капиталовложения, любая компания должна пройти определенные чисто технические этапы.

Первый - выстраивание прозрачной и понятной инвестору организационной структуры, системы учета и отчетности, единой системы управления сбытом, поставками, финансами и производством. Далее следует сформировать финансовую отчетность по международным стандартам, пройти международный аудит. Параллельно с этим компания должна наработать кредитную историю, сначала на внутреннем, затем на мировом рынке, добиться присвоения международных кредитных рейтингов. Все это - чистая "техника", никаких препятствий, кроме вполне посильной для крупного предприятия суммы расходов. (Сумма, конечно, разнится: для ТМК совокупные расходы могут вылиться в несколько десятков миллионов долларов, у более простых компаний, например ЧТПЗ, они будут ниже.) Понятно, что "технические" шаги должны быть подчинены общей стратегической линии: на какую нишу завод ставит, какие проекты необходимо реализовать, чтобы не вылететь с рынка.

На втором этапе компании предстоит размещение долговых бумаг на фондовой бирже, совместные проекты с крупными производителями либо прямые инвестиции в капитал предприятия.

Другого пути у игроков, которые хотят остаться на рынке, нет. Более производительные западные компании по мере неизбежного "выравнивания" затрат просто выдавят российских трубников из наиболее привлекательных сегментов рынка.

Три крупнейших игрока отрасли на Урале - Трубная металлургическая компания (ТМК) в составе Северского (СТЗ) и Синарского (СинТЗ) трубных заводов, а также Челябинский трубопрокатный (ЧТПЗ) и Первоуральский новотрубный (ПНТЗ) заводы. Посмотрим, каковы стартовые условия каждого и какие шаги нужно предпринять для реализации потенциала.

Дым без огня
Стартовые позиции игроков определяет их финансовое состояние. О нем мы судим по данным официальной отчетности по итогам 2002 года. Других источников нет: отчетность по международным стандартам компании пока не составляют (за исключением ЧТПЗ, который еще не раскрыл результаты). Учитывая, что на российском рынке отдельные заводы выступают самостоятельными заемщиками (ВТЗ и СТЗ, входящие в ТМК, разместили облигационные займы, ЧТПЗ также выступил самостоятельным заемщиком при привлечении кредита от Европейского банка реконструкции и развития), вполне логично судить об их состоянии именно по открытым данным. Тем более, несмотря на низкую информативность отчетов, составленных по российским стандартам, определенные выводы о финансовом состоянии и тенденциях они сделать позволяют.

Результаты, на первый взгляд, противоречивы. Всем трем игрокам удалось существенно улучшить финансовое состояние и продажи. Сократилась доля просроченных долгов (с 81 до 17% у СТЗ, с 28 до 20% у СинТЗ, с 17 до 9% у ЧТПЗ). Лишь у ПНТЗ этот показатель ухудшился. На 15 - 25% выросли продажи ПНТЗ, СТЗ и СинТЗ. Продажи ЧТПЗ остались на прежнем уровне. Тем же игрокам (снова за исключением ЧТПЗ) удалось существенно увеличить производительность труда. Не произошло и значимого ухудшения ликвидности. Более того, СТЗ и ПНТЗ улучшили текущую ликвидность. Резкое снижение ликвидности Синарского завода вызвано увеличением объема краткосрочных банковских кредитов более чем на 30 млн долларов.

В то же время резко упала рентабельность всех заводов (за исключением челябинского), вырос уровень продаж в кредит и существенно увеличилась зависимость от заемных средств. Падение рентабельности сами компании объясняют ростом затрат на транспортировку и электроэнергию. Это отчасти справедливо: энергозатраты, например, СинТЗ выросли на 6%, первоуральского завода - на 12%. Однако их доля в структуре себестоимости не только не увеличилась, но и сократилась. Поэтому, на наш взгляд, логичнее другое объяснение (его, кстати, поддерживают и налоговые консалтеры). Дело в том, что в прошлом году появилось слишком много инструментов для сокращения платежей по налогу на прибыль, и желание официально сэкономить на налоговых платежах победило желание сформировать хорошую отчетность и понравиться потенциальным инвесторам. В итоге у трех компаний (ПНТЗ, СинТЗ, СТЗ) доля платежей по налогу на прибыль, отнесенная к общему объему реализации, сократилась с 3 - 4 до 1%.

Впрочем, такой путь выбрали не все: ЧТПЗ сохранил норму прибыли на уровне 2001 года (8%) и по этому показателю занял первое место. Причина, по всей вероятности, в том, что челябинскому заводу инвестор важнее (иначе ему сложно было бы получить лимит в 50 млн долларов от ЕБРР).

Причина роста продаж в кредит еще банальнее: как раз в прошлом году Синарский и Северский полноценно влились в ТМК, а ЧТПЗ, распрощавшись с Объединенной металлургической компанией, начал формировать собственную управляющую структуру. Вероятнее всего, необходимость концентрации финансового ресурса в управляющих компаниях и привела к росту дебиторской задолженности.

Таким образом, первые два негативных момента на поверку оказываются "техническими". А вот последний гораздо серьезнее. Дело в том, что задолженность компаний увеличилась, и очень существенно: ЧТПЗ нарастил портфель кредитов и займов на 26 млн долларов, СТЗ - на 10, СинТЗ - на 22. В результате коэффициент покрытия совокупного долга годовой выручкой снизился по СТЗ, СинТЗ и ПНТЗ с 2,2 - 3,7 до 2,1 - 2,4. Если тенденция сохранится, очень скоро все компании, за исключением ЧТПЗ, вплотную подойдут к критическому уровню, когда дальнейшее увеличение краткосрочных банковских кредитов под долгосрочные проекты поставит трубный бизнес перед кризисом ликвидности.

Затраты никого не волнуют
Итак, серьезного ухудшения финансового состояния трубных компаний не наблюдается. Бросается, однако, в глаза полное игнорирование внутреннего ресурса в части сокращения затрат. Расходы на оплату труда и социальные выплаты превышают 35% от выручки для СинТЗ и ПНТЗ, 18% - у СТЗ. Даже если учесть, что реальный объем продаж первых двух заводов выше (оба активно работают на давальческом сырье, вследствие чего часть продаж в отчетности "теряется"), уровень зарплаты в выручке не опустится ниже 20%. Оценка, конечно, достаточно грубая: исходя из сравнения объема товаров, принятых на переработку, и общего объема запасов.

Для сравнения: трубный бизнес турецкой промышленной группы Borusan приносит около 170 млн долларов ежегодно (в натуральном выражении это порядка полумиллиона тонн труб). По этому направлению компания сравнима с каждым из рассматриваемых нами заводов. Помимо труб, Borusan выпускает ежегодно стальной прокат на 130 млн долларов и машиностроительное оборудование на 200 млн долларов. При этом среднесписочная численность персонала - 4,6 тысячи человек. Доля расходов на оплату труда и иные вознаграждения работникам составляет 10% при средней зарплате с учетом отчислений около тысячи долларов.

Простое сокращение уровня расходов на оплату труда на СинТЗ, ПНТЗ и СТЗ до уровня ЧТПЗ (10% выручки) даст каждому из этих предприятий 10 - 15 млн долларов экономии в год, и эти средства можно будет направить в инвестиции. Если к этим деньгам приплюсовать 20 млн долларов, потенциально сэкономленных на Тагмете (также входящем в ТМК), получается, что только ТМК из-за добровольно-принудительного "социального налога", вызванного градообразующей ролью Синарского, Северского и других заводов, теряет порядка 45 млн долларов в год. Это столько же, сколько компания заняла у банков в прошлом году. Челябинский завод подобной нагрузки не несет: в городе много крупных предприятий, поэтому численностью управлять значительно проще.


И ладно бы, расходы на оплату труда держались на постоянном уровне. Так нет, у того же ПНТЗ они еще и растут. Это заставляет предположить, что ухудшения дел в трубном бизнесе нет, и лишний раз подтверждает нашу гипотезу относительно реальной рентабельности бизнеса. Если бы ситуация с прибылью на самом деле была столь катастрофична, компании поневоле озаботились бы сокращением штатов, даже несмотря на возможную конфронтацию с местными властями.

Впрочем, рано или поздно, несмотря на все социальные проблемы, компании должны будут начать массовые увольнения. Чем раньше это случится, тем быстрее они смогут мобилизовать ресурс, необходимый для технического перевооружения заводов.

Трубная разводка
Главная интрига в том, что все три игрока находятся в абсолютно разных условиях - финансовых и организационных. Значит, пути капитализации бизнеса и выхода на рынок крупных инвестиций не могут быть одинаковы.

ЧТПЗ. Хорошие финансовые результаты, последовательная политика обновления основных фондов (благодаря одному постоянному собственнику в лице действующего менеджмента завода), лучшее относительно прочих техническое состояние, отсутствие необходимости перекачивать ресурсы в другие структуры - эти факторы позволили заводу выйти к "стартовой линии" с хорошим финансовым состоянием. Во многом благодаря этому в 2002 году компания подписала соглашение с ЕБРР о выделении ей беспрецедентной суммы в 50 млн долларов на программу перевооружения. По итогам 2002 года ЧТПЗ сформировал отчетность по международным стандартам, привлек в качестве аудитора компанию Deloitte&Touche, входящую в "большую четверку" мирового аудита. В качестве консультанта по бизнес-планированию и выработке долгосрочной рыночной стратегии выбрана немецкая компания Ronald Berger. Первым вступив на этот путь, ЧТПЗ имеет шансы раньше других привлечь крупный капитал в свой бизнес.

Особое положение у ТМК. Потенциал крупнейшего игрока на российском трубном рынке очень высок. И компания вовсю этим пользуется: за прошлый год четыре ее завода (СТЗ, СинТЗ, ВТЗ и Тагмет) привлекли свыше 55 млн долларов кредитов и займов (в том числе и путем размещения облигационных займов ВТЗ и СТЗ на внутреннем рынке).

Производственная политика группы также на уровне: СТЗ наконец запустил агрегат "печь-ковш" (который стоял в планах чуть не с 1996 года), ВТЗ и Синарский реализовали несколько проектов, направленных на повышение качества труб и расширение сортамента.

Но это капля в море по сравнению с тем ресурсом, который необходим группе: на ее новом владельце Дмитрии Пумпянском лежит необходимость расплачиваться за купленный бизнес с прежним владельцем - группой МДМ. Сумма, названная в открытых источниках, - 300 млн долларов. Выплатить деньги такого порядка, заняв их у российских банков, невозможно - столько просто не дадут.

Есть только один путь: капитализировать бизнес и разместить акции на мировом рынке (неважно, через биржу, посредством прямых инвестиций в капитал или каких-либо крупных совместных проектов с западными производителями). В общем, повторить комбинацию, которая с успехом разыгрывается ТНК и СУАЛом. Но, чтобы капитализировать бизнес, нужно проделать ту самую техническую работу (см. справку "Технология привлечения инвестиций"). По словам финансового директора ТМК Александра Ширяева, с 2003 года все предприятия группы будут формировать отчетность по международным стандартам. Аудировать отчетность будет компания "большой четверки" Ernst&Young. Через три года заводы планируется перевести на единую акцию. Вероятно, к тому времени группа будет готова к тому, чтобы выйти на мировой рынок капитала - работа в этом направлении ведется. Другое дело, что через три года конъюнктура в нефтянке может полностью измениться, и занимать ресурсы будет сложнее.

ПНТЗ с точки зрения финансового состояния, состояния основных фондов (по степени износа завод впереди всех в трубном бизнесе), социальной нагрузки и самой низкой в отрасли производительности труда - на последнем месте.

Одна из причин в том, что завод пережил череду смены собственников, которые не имели внятной стратегии развития предприятия. Впрочем, в последний год инвестиционная активность компании резко выросла: вкладываются средства в развитие системы сбыта, реализованы два крупных проекта, связанных с обновлением основных фондов.

В целом объем инвестиций, запланированных на этот год, составляет около 30 млн долларов, что превышает прошлогодний уровень примерно втрое. В этом году планируется сформировать отчетность по международным стандартам и провести международный аудит.

Кроме того, заводом прорабатываются совместные проекты с рядом западных компаний: не исключено, именно в этом шанс для вывода завода на качественно новый уровень. По крайней мере, пример трубных компаний развивающихся стран свидетельствует об этом. Та же турецкая группа Borusan сумела наладить современное трубное производство и серьезно диверсифицировать бизнес благодаря тому, что привлекла к сотрудничеству Mannesmann (в металлургическом направлении) и Caterpillar (в части организации производства машиностроительного оборудования). СП дало гарантированный сбыт на европейском рынке и облегчило участие компании в трубопроводных проектах. Плюс вывело заводы группы на совершенно новый технологический уровень.



Дмитрий Сиваков "Эксперт"

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции