"Русал" сбрасывает балласт
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
17.06.2003
"Русал" сбрасывает балласт
"Русал" продолжает реструктуризацию непрофильных активов, начатую в прошлом году. На непрофильный бизнес приходится около 10% стоимости всех активов холдинга. По оценкам аналитиков, в денежном выражении эта сумма составляет около $400 млн.
В составе "Русала" четыре алюминиевых завода (Братский, Красноярский, Саяногорский и Новокузнецкий) , три глиноземных комбината (Ачинский в России, Николаевский на Украине и Compagnie de Bauxites de Kindia в Гвинее) , предприятия по производству готовых изделий из алюминия. На долю "Русала" приходится 75% российского и 10% мирового производства первичного алюминия. По данным компании, в прошлом году ее выручка составила $3,96 млрд (в 2001 г. - $4,1 млрд).

"Русал" пошел по стопам крупнейших холдингов, объявив о широкомасштабной программе реструктуризации непрофильных активов. Часть из них будет продана (в прошлом году "Русал" уже реализовал активов на $16 млн). Как говорит пресс-секретарь компании Вера Курочкина, изначально на "непрофили" приходилось 10% от всей стоимости активов "Русала". Впрочем, суммарную стоимость "Русала" его владельцы до сих пор не раскрывают. По оценке аналитика Альфа-банка Максима Матвеева, эта сумма составляет $4 млрд.

В "Русале" рассчитывают, что продажа непрофильных активов позволит сократить общие издержки компании - затраты на содержание объектов (включая налог на имущество) , фонд оплаты труда и проч. При этом, как подчеркивают в компании, речь идет не только об объектах социального назначения. К непрофильным отнесены также сельхозпредприятия, ремонтные и вспомогательные подразделения, а также промышленные объекты, не входящие в технологическую цепочку предприятий "Русала". До сих пор содержание непрофильных активов, как отмечают в компании, ежегодно обходилось примерно в 10% от их стоимости.

В целом программа реализации "непрофилей" в "Русале" рассчитана до 2004 г. включительно. Успешнее всего, как говорит представитель компании, продаются торговые и гостиничные комплексы, профильные промышленные объекты, складские площади. Сложнее - объекты соцсферы и ЖКХ, связанные с муниципальными образованиями.

Примечательно, что "Русал" не спешит с распродажей объектов вспомогательного производства. На первом этапе они будут выделены из состава металлургических предприятий и переданы в управление компании "Сервисный центр" - "дочке" "Русала". А дальше уже управляющей компании предстоит решать, как можно сократить затраты на содержание этих объектов.

В другом российском алюминиевом холдинге - "СУАЛе" реструктуризация активов была проведена еще в 2000 - 2002 гг. По словам представителя "СУАЛ-холдинга", его компания подошла к этому процессу более осторожно, выведя социальные объекты в группу "Фонд социального развития". Этот актив остается в составе холдинга: в "СУАЛе" считают, что все необходимое для нормального функционирования бизнеса не следует выводить за рамки единой материнской структуры. Впрочем, отмечает собеседник "Ведомостей", в наследство "СУАЛу" изначально досталось гораздо меньше непрофильных активов, нежели "Русалу".

По мнению аналитика "НИКойла" Вячеслава Смольянинова, избавление от социалки - логичный шаг, позволяющий повысить эффективность основного бизнеса и понять, насколько эффективно вспомогательные и ремонтные подразделения способны работать без поддержки головной компании.



Андрей Лемешко,Мария Рожкова "Ведомости"

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции