Алюминиевая лихорадка на Северо-Западе
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
03.09.2002
Алюминиевая лихорадка на Северо-Западе
Источники финансирования, сырьевое и энергетическое обеспечение - критические моменты реализации алюминиевых проектов

За два последних года в Северо-Западном регионе появилось сразу несколько проектов создания новых алюминиевых предприятий. Интерес инвесторов к этой отрасли понятен: после резкого сокращения потребления металла на внутреннем рынке в начале 90-х годов русский алюминий вырвался на мировой рынок, а отрасль стала одной из самых прибыльных. Начиная с 1992 года объемы российских поставок на мировой рынок росли прогрессирующими темпами и к 2000 году достигли около 3,4 млн тонн, заняв в общей сложности 13% мирового рынка. Сверхдоходы толлинговых схем, широко применявшихся в отрасли, породили широко известный анекдот про олигархов: "А и Б сидели на "трубе", а теперь сидят на алюминии". За действующие производства разгорелась "великая алюминиевая война", описанная не только в СМИ, но уже и в литературных произведениях. Война в конце концов утихла, а все алюминиевые и сырьевые комбинаты вошли в три вертикально интегрированных холдинга, " РУСАЛ", " СУАЛ" и " Севзаппром". Тем не менее интерес бизнесменов, которые не успели к "великому переделу" в этой отрасли, остается большим. Отсюда появляются планы создания новых производств, в том числе и в нашем регионе.

Северо-Запад, и в особенности Ленинградская область, привлекли внимание инвесторов благодаря выгодному географическому положению. Значительная часть производства первичного алюминия организована в России из импортного сырья, готовая продукция, как уже было сказано, в основном продается на экспорт. И сырье, и алюминий перевозятся морским транспортом, поэтому появление планов создания алюминиевых производств в непосредственной близости от Финского залива можно считать закономерным.

За два года в регионе было объявлено о четырех алюминиевых проектах. Средства массовой информации уделили им много внимания, и может показаться, что Северо-Запад стоит на пороге бума этой промышленности. На самом деле масштаб далеко не всех из заявленных проектов соответствует тому шуму, который создается вокруг них. Их коммерческие перспективы также далеко не равнозначны. Что бы ни говорили заразившиеся алюминиевой лихорадкой инвесторы и чиновники, успех каждого из этих проектов будет зависеть от трех факторов: дешевой электроэнергии, наличия сырья и состояния мирового рынка алюминия.

Здесь не Сибирь

Значение Северо-Западного региона в отечественной алюминиевой промышленности до сих пор было весьма скромным. И это несмотря на то, что Ленинградская область справедливо считается родиной отечественного алюминия. В мае 1932 года на Волховском алюминиевом заводе была получена первая партия отечественного "крылатого" металла. Однако в 60-е годы центр алюминиевого производства сместился на Урал и в Сибирь, где были построены крупнейшие из ныне действующих заводов, в том числе Братский и Красноярский.

Из 11 российских предприятий по производству алюминия на Северо-Западе располагаются три: Волховский завод (Ленобласть), Надвоицкий (Карелия) и Кандалакшский (Мурманская область). Их совокупная мощность - 160 тыс. тонн первичного алюминия в год - составляет 5% от общероссийского объема производства. Надвоицкий и Кандалакшский заводы включены во второй по величине российский алюминиевый холдинг "СУАЛ" (15% отечественного алюминия). Волховский завод является частью объединения "Металлург" (5%), управляемого компанией "Севзаппром", контролируемой петербургскими предпринимателями Михаилом Шлосбергом и Алексеем Шмаргуненко. Крупнейший российский производитель алюминия "РУСАЛ" пока никак не представлен в регионе.

Все действующие на Северо-Западе производства на сегодня включены в производственные цепочки, имеют источники сырья, энергетическое обеспечение и рынок сбыта готовой продукции. В отличие от них новые проекты потребуют значительных инвестиций, а также решения вопросов по сырьевому и энергетическому обеспечению. Каждый из этих факторов может стать критическим для проекта. С одним из них так и произошло.

Лучше не ввязываться

В 2000 году группа Алексея Шмаргуненко и Михаила Шлосберга (Волховский алюминиевый завод, Пикалевское объединение " Глинозем", объединенные в октябре 2001 года в ОАО "Металлург", " Волгоградский алюминий") заявила о планах строительства нового производства. Речь шла о трехкратном увеличении выпуска алюминия до 60 тыс. тонн и инвестициях в объеме 120 млн долларов. Предполагалось, что сырье для нового производства будет поступать из Пикалева, при этом рассматривались также планы создания еще одного глиноземного производства - "Пикалево-2".

Однако пару недель назад Алексей Шмаргуненко заявил журналистам, что от строительства нового алюминиевого завода решено окончательно отказаться, "поскольку рухнули надежды на то, что в этом регионе будет дешевая энергия". По его словам, компания в течение длительного времени вела переговоры с региональной энергетической комиссией, для того чтобы заручиться обещаниями поставки электроэнергии для будущего производства по гарантированному, выгодному для производства тарифу. Однако эти переговоры не были успешными, и компания решила, что в таких условиях инвестиции в новое производство будут неэффективны.

По словам Алексея Шмаргуненко, сейчас Волховская ГЭС производит самую дешевую в области энергию, которая поступает на завод по цене 1,1 цента (0,3 рубля) за киловатт-час. "Поэтому наше производство будет ограничено возможностями Волховской ГРЭС", - сказал он. Вместо нового завода "Металлург" вынашивает теперь планы восстановления производства алюминия высокой очистки, который производился в Волхове в советские годы. По словам Шмаргуненко, в сентябре должны пройти окончательные переговоры с французской компанией Pechiney, которая собирается поставить оборудование на общую сумму 6-8 млн долларов. Объем выпуска металла высокой очистки может составить 20 тыс. тонн в год. В обмен "Металлург" подпишет с французами контракт на эксклюзивную поставку алюминия по фиксированным ценам в течение нескольких лет. Параметры соглашения должны быть определены по итогам окончательных переговоров в сентябре.

Толлинг все оправдает

Инициатива строительства алюминиевого завода у поселка Косколово в Кингисеппском районе Ленинградской области принадлежит американской компании Alutec Corp. Для реализации проекта в 2000 году было создано ЗАО "Сосновоборский алюминиевый завод" (САЗ), учредителями которого стали московские компании ЗАО "Корпорация "ТЭКОМ""и "Бюро информационных технологий". Согласно декларации о намерениях, в Косколове предполагается построить завод мощностью 180 тыс. тонн первичного алюминия, стоимость проекта оценивается в 700-800 млн долларов.

Правительство США при участии Американского агентства международного развития (USAID) выделило грант на разработку ТЭО в размере 850 тыс. долларов, который и был успешно освоен американскими консультантами. Сейчас проект находится на этапе подготовки российской части так называемого обоснования инвестиций. Он будет представлен на суд межведомственной комиссии (МВК) Ленобласти, которая должна дать разрешение на проектирование и строительство. Место для завода выбрано благодаря удобным географическим характеристикам, которые сулят низкую себестоимость производства алюминия, - близости моря и Ленинградской атомной станции, мощности которой на сегодняшний день избыточны. Предполагается, что сырье будет закупаться на мировом рынке, ввозиться через специально построенный терминал в Усть-Луге, перерабатываться и вывозиться на экспорт.

Электроэнергия в объеме 3-4 млрд кВт/ч в год должна поступать на завод прямо с ЛАЭС. На прошлой неделе вице-губернатор Ленинградской области Григорий Двас заявил, что руководство САЗ и концерна "Росэнергоатом" согласовали долгосрочную ставку оплаты электроэнергии для будущего предприятия. По его словам, в ближайшее время будет подписант договор о поставках электроэнергии для нового завода сроком на 15 лет по ставке тарифа в размере 0,8-1,15 цента за 1 кВт/ч электроэнергии. В обмен САЗ обязуется произвести авансовый платеж в объеме до 100 млн долларов на реконструкцию и продление срока службы 1-го энергоблока ЛАЭС мощностью 1000 МВт.

Если подписание такого соглашения действительно произойдет, срок начала строительства завода будет зависеть только от успеха в поиске инвестиций в столь масштабный проект.

Сражение с "зелеными"

Примерно на том же этапе - обоснования инвестиций - находится и другой проект: "Всеволожский завод прокатных изделий" (ВЗПИ) в промзоне в 10 км от Всеволожска, инициированный ОАО "Русский дизель"и инвесторами, представляющими интересы предпринимателя Александра Сабадаша. Стоимость проекта оценена в 130 млн долларов. На заводе предполагается производить 45 тыс. тонн первичного алюминия и 80 тыс. тонн полуфабрикатов: в частности, основной продукцией должна стать сплавная катанка, до сих пор не производившаяся в России, а также профильный и гофрированный лист, слитки, прессованные профили. Недостающие для производства полуфабрикатов объемы первичного алюминия, как и сырье для его производства, планируется закупать на рынке и доставлять по железной дороге.

По словам заместителя генерального директора ВЗПИ Александра Зиновьева, проект собираются реализовывать в уже существующих корпусах "Русского дизеля" с высокой степенью инфраструктурного обеспечения. Сейчас на этой площадке энергетических мощностей достаточно только для запуска первой очереди. Поскольку Всеволожская промзона находится вдалеке от генерирующих мощностей, для реализации проекта ВЗПИ планирует построить ЛЭП протяженностью 30 километров. По словам Александра Зиновьева, институт "Севзапэнергосетьпроект" дал экспертную оценку о наличии свободных мощностей в энергосистеме до 2010 года для обеспечения проекта, а цена киловатт-часа "пока не обсуждалась, так как еще рано говорить об этом".

Сейчас инвесторы занимаются преодолением "экологического сопротивления", организованного частью местных жителей и экологических организаций из-за непосредственной близости к Петербургу и жилым массивам Всеволожска, и проводят положенные в таких случаях общественные слушания по экологической безопасности. Следует ожидать, что окончательная точка в этом вопросе будет поставлена по итогам государственной экологической экспертизы, на которую проект может быть представлен осенью этого года.

Где найти два миллиарда

Самый крупный из алюминиевых проектов на Северо-Западе готовит к реализации группа "СУАЛ-холдинг". Президент этой компании Виктор Вексельберг назвал его "самым амбициозным в отрасли". Его основу составляет освоение крупнейшего в Европе бокситового месторождения. По оценкам специалистов, запасов Среднетиманского рудника, составляющих 260 млн тонн, хватит на 50-70 лет работы комплекса. При этом цена добычи тиманских бокситов составит 10 долларов за тонну, тогда как импортные обходятся российским предприятиям в 27-35 долларов за тонну. Вскрышные работы на Среднем Тимане начались четыре года назад. С тех пор "СУАЛ" вложил более 90 млн долларов в создание бокситового рудника и прокладку к нему 165 километров автомобильной и железной дорог. В конце минувшего года на руднике была добыта двухмиллионная тонна бокситов.

Сейчас это сырье перерабатывается на Уральском алюминиевом заводе, входящем в группу "СУАЛ". Однако используемые там технологии получения глинозема изначально рассчитаны на местные, североуральские бокситы. Специалисты холдинга решили, что выгоднее построить новый глиноземный завод мощностью 1 млн тонн в год прямо в окрестностях Ухты. Заодно предполагается создать и современное алюминиевое производство мощностью 500 тыс. тонн в год. Поскольку вопрос с сырьем в этом проекте не стоит, то "СУАЛу" предстоит решить лишь две основные проблемы: найти стратегического инвестора (проект оценивается в 2,4 млрд долларов) и договориться с энергетиками.

Сейчас проект находится на этапе разработки первичного ТЭО, при этом, по словам вице-президента холдинга Вильяма Шора, рассматривается несколько вариантов энергообеспечения. В частности, наиболее вероятен вариант использования электроэнергии Печорской ГРЭС - современной станции из пяти энергоблоков общей мощностью 1600 МВт. По оценкам энергетиков, от половины до двух третей ее мощностей не используется. В условиях невозможности транспортировки избыточной электроэнергии за пределы Коми РАО ЕС сталкивается с проблемой поиска крупных покупателей внутри республики. Однако пока предварительные переговоры с энергетиками о фиксированных ценах на поставку энергии для будущего производства не принесли "СУАЛу" желаемых результатов - энергетики выставили слишком высокую цену. В то же время, по оценке экспертов, реальная стоимость энергии на Печорской ГРЭС меньше цента, а потому у металлургов есть реальный шанс найти устраивающий всех компромисс.

Что же касается поиска стратегического инвестора, то официальных результатов следует ожидать не раньше, чем завершится оценка проекта международными консультантами - предположительно осенью этого года.

Алюминиевых гор не обещают

Несмотря на разные стартовые условия, начало реализации всех проектов в равной степени будет зависеть от текущей ситуации на мировом рынке алюминия. Очевидно, что в долгосрочной перспективе у этого металла хорошее будущее и новые алюминиевые производства будут востребованы. Но на активность инвесторов в этой отрасли, а значит, и на сроки запуска конкретных проектов могут существенно повлиять сегодняшние и прогнозные цены на алюминий - именно они закладываются в инвестиционные планы.

Последний год был далеко не лучшим для алюминиевой промышленности. Общемировой спрос на алюминий во всем мире снизился более чем на 4% по сравнению с предыдущим годом, при этом предложение металла на рынке возросло и превысило уровень 2000 года более чем на 5,5%. Все аналитики сходятся в том, что основными причинами стали спад мировой экономики и особенно террористические акты 11 сентября, которые негативно сказались на авиаперевозках, а значит, и на авиастроении - крупнейшем секторе потребления алюминия. В итоге практически все основные производители алюминия существенно сократили объемы выпуска. Оптимистические ожидания в отношении роста цен к середине этого года пока также не оправдались - сейчас цена за тонну алюминия находится примерно на уровне 1300 долларов, при том, что минимально допустимым уровнем сохранения положительной рентабельности считается показатель 1100 долларов за тонну. Российских производителей металла эти проблемы коснулись в несколько меньшей степени (более дешевая, чем на Западе, стоимость энергии помогла скрасить жизнь) - они сумели слегка увеличить продажу на фоне сокращения производства американскими производителями.

На сегодня российский алюминий уже не является самым дешевым в мире (по этим показателям лидируют Австралия, Китай и Канада). По оценке ряда экспертов, транспортные расходы российских производителей алюминия на перевозку сырья и готовой продукции превышают издержки основных западных конкурентов на 50-100 долларов на каждую тонну выплавленного металла. По оценкам аналитиков, за последний год рост тарифов на внутренние перевозки и на электроэнергию на фоне падения цен на металл уже стал причиной частичного сворачивания инвестиционной активности на рынке, особенно в программах с участием иностранного капитала.

Пока из четырех заявленных северо-западных проектов тарифные проблемы стали препятствием только для одного из них - Волховского. Окончательные выводы о намерениях инвесторов сосновоборского и всеволожского проектов можно будет сделать после того, как они получат разрешение властей на строительство. Что же касается проекта "СУАЛ-холдинга", то, по оценке ряда экспертов, проект может оказаться в выигрышном положении за счет низкой себестоимости продукции.

Иван Петров
Эксперт Северо=Запад, #32 (93) от 2 сентября 2002 года

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции