Транспортные издержки достигают 30% цен металлопроката
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
12.10.2012
Транспортные издержки достигают 30% цен металлопроката
От чего зависят цены на строительные материалы? В смысле – в пределах одной страны, федерального округа, субъекта – края, области? Занимаясь непосредственно статистической и аналитической обработкой цен на строительные материалы могу утверждать, что основных параметров, «вводных», определяющих уровень конечных цен на единичную позицию любого промышленного товара в конкретном, отдельно взятом населенном пункте, всего два.

Это, во–первых, уровень конкуренции на рынке именно этого товара и именно здесь, и, во-вторых – транспортная доступность данного населенного пункта.

К написанию этой колонки меня сподвиг завершившийся саммит АТЭС во Владивостоке. На нем очень много было сказано о необходимости вплотную, и как можно скорее, взяться за улучшение инфраструктуры наземных перевозок как в Дальневосточном регионе, в первую очередь, так и по всей России.

Не ставя перед собой никаких пропагандистских целей, я хотел лишь с цифрами в руках показать, к чему сегодня приводит элементарное отсутствие железной дороги в регионах, о развитии которых в последнее время речь идет все чаще.

Итак. Для начала возьмем такой стройматериал, в цене которого в большинстве субъектов России транспортная составляющая незначительна – прокат черных металлов. Для простоты рассмотрения возьмем популярную позицию – арматура периодического профиля класса А400/А500 диаметром 12 мм.

Мы увидим, что в Санкт-Петербурге она стоит (в среднем) 28800 рублей за тонну, в Перми и Тюмени – 29300, в Иркутске – 29600, в Улан-Удэ – 30600, в Хабаровске – 30800, во Владивостоке – 31800 рублей за тонну. Все эти города имеют достаточно хорошую транспортную доступность, что и отражается в относительно малой разнице в цене однотипного товара.

А вот в Якутске эта же позиция металлопроката стоит уже в среднем 34000 рублей за тонну, в Южно-Сахалинске – 39600 рублей за тонну. Разница с центром Дальневосточного округа – Хабаровском – почти треть цены. Вот она, простите за тавтологию, цена транспортной доступности.

На самом деле, цены на Сахалине могли бы быть и еще выше, если бы не наличие рядом промышленно развитого соседа – Японии. Цены на японский прокат на Дальнем Востоке ниже, чем на российский, и его присутствие на рынке является сдерживающим фактором (позиция номер 1 – конкуренция).

Заметьте, я специально взял именно тот стройматериал, который, в силу присущих ему свойств имеет относительно небольшую транспортную составляющую в цене. И все равно, результат налицо. В следующий раз постараюсь дать обзор по тем стройматериалам, доля транспортной составляющей в конечной цене которых может доходить до 90 процентов. Это нерудные стройматериалы и так далее.

Павел МЕЖОВ,
аналитик Национальной ассоциации сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга
"Цена вопроса"

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции