РУСАЛ обещает развить переработку алюминия, но хочет господдержки, пошлин и денег
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
12.01.2015
РУСАЛ обещает развить переработку алюминия, но хочет господдержки, пошлин и денег
Крупнейший производитель алюминия в мире ОК "Русал" Олега Дерипаски в условиях роста кредитных ставок, девальвации рубля не отказывается от своих планов по развитию внутреннего рынка и создания алюминийперерабатывающих мощностей. Так, компания рассчитывает в 2016 году совместно с партнерами запустить серийное производство алюминиевых вагонов, бурильных труб, автокомпонентов. О том, как России стать экспортером не только первичного алюминия, но и готовых продуктов, в интервью корреспонденту РИА Новости Ирине Доржиевой рассказал директор по сбыту на рынках России и стран СНГ "Русала" Роман Андрюшин.
— Как резкая и сильная девальвация рубля изменила планы "Русала" относительно развития внутреннего рынка?
— Высокая волатильность цен на металлы и курса валют — это "краткосрочный взгляд на рынок" и поэтому не является отправной точкой для корректировки стратегии "Русала", крупнейшего в мире производителя алюминия. У нас более длительный горизонт планирования. Поступательно растущая тенденция увеличения спроса на алюминий диктует поведение на рынке. Тренд увеличения потребления алюминия, по нашим оценкам, имеет как минимум 25-летнюю перспективу, поэтому мы с оптимизмом смотрим в будущее и с умеренным оптимизмом — на среднесрочные перспективы.
Большой потенциал рынка алюминия в мире будет поддерживать рост потребления и в России, причем отечественный рынок будет расти опережающими темпами благодаря эффекту низкой базы. Предыдущие десятилетия у нас была пауза в развитии отечественного перерабатывающего рынка алюминия по объективным причинам — экономика была построена вокруг нефтяного комплекса. Так, мы существенно отстаем по потреблению упаковочных материалов, алюминиевой банки, в автомобилестроении, электроэнергетике, строительстве, что создает огромный потенциал для роста потребления алюминия внутри страны.
По всем этим направлениям в РФ недостаток или отсутствие перерабатывающих мощностей. "Русал" рад участвовать, а зачастую выступает основным инициатором в развитии этих направлений.
— Ожидает ли "Русал" увеличения спроса на внутреннем рынке на фоне девальвации рубля? Сможет ли "Русал" удовлетворить повышенный спрос?
— Мы можем обеспечить российский рынок в объеме, превышающем его текущую емкость в 2-3 раза. Дело за перерабатывающими мощностями, нашими потребителями и их конкурентоспособностью. У нас пока не развита эта индустрия. Хотя спрос на дополнительные объемы есть, и успехи в этом направлении мы увидим уже в 2015 году. Движение очевидно. Мы сейчас очень серьезно занялись импортозамещением, мы всегда были на острие этой борьбы, работали с рынком, регуляторами, стимулируя развитие производств, которые могут конкурировать с импортными аналогами. Основная проблема сейчас в неготовности российской промышленности производить товары, замещающие импорт. Здесь нужны инвестиции, а также ряд мер по развитию рынка и ограничению импорта.
"Русал" разработал стратегию по каждому сегменту рынка — есть партнерские соглашения, контакты для создания производственных площадок. Мы вышли на заключения договоров на поставку алюминия для производств, которые будут открываться в России в 2015-2017 годах. Наш горизонт планирования — минимум пять лет. Это один из основных факторов, который поддержит рост внутреннего рынка.
Второй фактор — создание предпосылок развития отечественных производств с перспективой экспорта продукции. Мы смотрим на успешный опыт китайской алюминиевой промышленности, которая потребляет 50% мирового алюминия, более 28 миллионов тонн, и обладает производственными мощностями более 30 миллионов. Более половины этого объема, почти 70% алюминия в виде готовых изделий — айфонов, смартфонов, струзий, алюминиевых дисков — Китай экспортирует по всему миру.
Я очень рассчитываю, что все-таки в следующем году Россия достигнет существенного роста за счет импортозамещения, расширения экспорта, развития новых производств, несмотря на сегодняшние мрачные прогнозы.
— Сколько алюминия вы поставили на российский рынок в 2014 году, есть ли прогноз на 2015 год?
— Чуть менее 800 тысяч тонн алюминия и сплавов. На следующий год задача — прирост на 12,5%, до 900 тысяч тонн. К 2020 году объем поставок алюминия на отечественный рынок должен превысить 2 миллиона тонн.
— Какие из ваших проектов по созданию перерабатывающих мощностей в РФ находятся на продвинутой стадии?
— Крупнейшие автопроизводители, имеющие сборочные заводы в России планируют организовывать производство автокомпонентов из алюминия — элементы трансмиссии, головки цилиндров, клапаны и другие изделия, которые сейчас преимущественно или полностью импортируются. Речь идет о пяти авто-компонентных компаниях с мировым именем, с которыми мы сейчас находимся в активных переговорах. Планируется дальнейшее расширение площадки по производству автокомпонентов в Набережных Челнах, а на строящийся завод в Ульяновской области будет в конце следующего года завезено оборудование.
Кроме того, есть работающий проект в Калуге, рассматривается наша площадка на Надвоицком алюминиевом заводе (НАЗ) и многое другое.
Коммерческие поставки алюминия ведутся уже действующим предприятиям и должны начаться со второй половины 2015 года на вновь созданные производства. Планируется, что продукция этих производств будет в том числе экспортироваться на восточно-европейский рынок и в другие регионы. С учетом текущей ситуации с российской валютой, у этой продукции будут дополнительные ценовые конкурентные преимущества. Ориентация только на российский рынок зачастую не оправдывает и не окупает большинство бизнес-проектов — нужен постоянно растущий спрос, а внутренний все равно имеет ограничения. Сейчас мы рассматриваем именно такие проекты, которые имеют перспективу развития экспортных поставок.
Мы также создаем совместные предприятия на базе наших алюминиевых заводов. Например, у нас есть проект с израильской компанией Omen на площадке Волховского алюминиевого завода, проект по производству радиаторов на НАЗе. Однако есть и проекты и без нашего участия в капитале, лишь как стратегического партнера-поставщика. Например, в Краснотурьинске мы являемся соучредителем индустриального парка, где уже есть первые резиденты.
— Сколько алюминия будет поставлено для нужд автомобильной отрасли в 2015 году?
— Автопроизводители пока не могут точно сказать, сколько автомобилей будет продано в следующем году. Но по нашим прогнозам мы поставим более 40 тысяч тонн алюминия в следующем году для нужд автопроизводителей. В 2014 году было меньше. Ежегодно мы должны прибавлять минимум по 10 тысяч тонн в год, но это должно подтверждаться покупательским спросом. Именно поэтому нам нужно развивать экспорт, иметь географическую диверсификацию.
— На какой стадии проект по созданию алюминиевых вагонов?
— По совместному с Alcoa проекту в начале следующего года мы рассчитываем выпустить прототип алюминиевого железнодорожного вагона. Саранский завод по производству вагонов занимается сейчас их разработкой и сертификацией. Рассчитываем, что в 2016 году запустим продукт в серийное производство, промышленная эксплуатация запланирована на 2016-2017 годы.
Рассчитываем, что в 2016 году мы будем иметь решение по тарификации таких вагонов. Это важный момент. Мы совместно с министерствами готовим программу по стимулированию спроса на инновационные вагоны, каким является вагон из алюминия.
Будут разработаны привлекательные тарифы на их использование. У правительства есть желание стимулировать модернизацию подвижного состава, наши вагоны как раз отвечают этим требованиям. У алюминиевых вагонов по сравнению со стальными выше грузоемкость, грузоподъемность, дольше срок эксплуатации, они не подвержены такому разрушению, как стальные, к тому же могут повторно перерабатываться. Алюминиевый вагон по завершению эксплуатации является товаром, у него ликвидная цена утилизации.
Эти очевидные преимущества перекрывают возможную разницу в цене. У нас уже есть индикация спроса от ряда частных компаний, РЖД также подтвердили свою заинтересованность.
Саранский и другие отечественные заводы сейчас производят стальные вагоны, готовы производить и алюминиевые, поэтому ограничений по мощностям нет.
— На каком этапе создание проекта по выпуску бурильных труб?
— Этот еще один совместный с Alcoa проект, который вступает в активную стадию. Надеюсь, что в начале следующего года мы получим производственные возможности по выпуску бурильных труб и начнем их активное продвижение на рынке. Объем использования алюминиевых труб неограничен.
Но нам предстоит очень большая просветительская, маркетинговая работа для их продвижения. Преимущества их потребительских свойств очевидны — они гибкие, легкие, перерабатываются. Алюминиевые трубы позволяют получить такие технические решения, которые со стальными трубами недостижимы.
Мы рассчитываем на объем потребления в этом сегменте до 30 тысяч тонн в год. Это задача на 2017-2018 годы. Мы также планируем их экспортировать. В среднем алюминиевые трубы на 10-15% дороже стальных. Но в последнее десятилетие алюминий выигрывает большинство схваток на рынке. Государство поддерживает нас в этом.
— Корректируются ли ваши прогнозы из-за ожидаемой рецессии?
— Мы будем корректировать оперативные планы в случае действительного длительного экономического спада и спроса на алюминий. Но это не повлияет на нашу стратегию развития отечественного алюминиевого рынка в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Мы, безусловно, будем искать варианты и возможности поддержания рынка и стимулирования спроса. Они есть. Наряду с созданием нового спроса это — импортозамещение, расширение экспорта, прямые инвестиции в перерабатывающую отрасль и перспективные технологии России. Нет худа без добра — мы становимся более конкурентоспособны по себестоимости производства на фоне ослабления рубля.
— Какие законодательные, регуляторные изменения необходимы для роста потребления алюминия в РФ?
— Очевидны перекосы либо несправедливые решения, которые были приняты в прошлом, а сейчас тормозят развитие алюминиевой отрасли в стране, да и развитие промышленности в целом. Мы представили и обсудили нашу программу изменений с основными регулирующими институтами, предлагаем государству открыть алюминию доступ во все индустриальные направления. Вы удивитесь, но зачастую алюминий просто запрещено применять в каких-то областях жизнедеятельности в России, несмотря на то, что во всем мире этот металл там уже давно используется в аналогичных секторах. Например, это касается применения алюминия в жилищном строительстве, во внутренней электропроводке зданий. Мы работаем по отмене данного запрета и сертификации алюминиевого провода. В следующем году на рынок будет представлен алюминиевый провод из нового сплава, который будет разрешен к применению в проводке жилищного строительства. Это очень большой рынок — более 100 тысяч тонн в год. Сейчас он полностью представлен медной или импортной проволокой. Наш алюминиевый провод будет обладать теми же характеристиками, но будет гораздо дешевле и легче медного.
Другой пример — это ограничение использования алюминиевых конструкций в строительстве. Очевидно, что это устаревший свод стандартов. Премьер-министр Дмитрий Медведев неоднократно обсуждал со строительными компаниями гармонизацию строительных кодов и внедрение еврокодов в строительство. В них представлены четыре новых стандарта по использованию алюминиевых конструкций, профилей в строительстве. Рассчитываем, что в следующем году еврокоды будут приняты, что откроет для всего комплекса алюминиевых экструзионных предприятий России и СНГ огромный потенциал роста.
Мы надеемся, что государство будет защищать рынок от недобросовестной конкуренции, демпинга, которые сейчас наблюдаются на рынке алюминиевых колес и алюминиевого профиля со стороны китайских компаний. Есть отличные предприятия в Красноярске, которые могут обеспечить рынок необходимым количеством алюминиевых дисков. Но из-за демпинга со стороны китайских компаний они не могут конкурировать. А алюминиевый профиль и подавно. Мы обладаем огромным потенциалом экструзионных мощностей, который загружен немногим более чем на 50%.
Введение 5-10-процентной пошлины на ввоз решат проблему. Мы сейчас рекомендуем правительству пойти на это для поддержания отечественного производителя. Этот рынок оценивается в более 50 тысяч тонн алюминия в год. Это огромный объем, большие трудовые коллективы. Рынок был потерян в последние десять лет из-за агрессивной ценовой политики китайских дилеров колес и прочей бытовой продукции.
Хотелось бы пересмотреть политику и принятые обязательства в области ВТО. Начиная с августа 2015 года по всей группе алюминиевых изделий началось снижение таможенных пошлин. В 2014 году в среднем на 2%, в августе еще на 2%.
Поступательное сокращение снижает защиту отечественных компаний.
Кроме того, хотелось бы, чтобы государство поддерживало новые проекты. Это крайне актуально в связи с повышением процентной ставки. Она сейчас абсолютно нерабочая.
— Новая процентная ставка ставит под вопрос реализацию всех ваших инвестпроектов?
— И не только наших. Она поставит под сомнение вообще весь рынок. Под такой процент кредиты могут браться только для спекулятивных сделок.
А для того, чтобы стимулировать инвестиционную деятельность, ЦБ наоборот должен предоставлять субординированные длинные кредиты для средних частных и региональных банков на срок до 10 лет по ставке 3-4% годовых, под обязательства разместить эти средства в реальных сектор экономики, а в случае невыполнения обязательств отзывать ресурсы и применять соответствующие меры ответственности. Такие меры привели бы к сокращению спекуляций и положительно влияли бы на экономику страны.
РИА Новости

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: