Со стороны виднее
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
17.07.2003
Со стороны виднее
В мировой практике широко распространено привлечение в крупные компании специальных бизнес-консультантов. Цель проста - минимизировать издержки и повысить конкурентоспособность производства. В России такие примеры все еще редки. Большинство предприятий предпочитают работать, опираясь на опыт прошлых лет. В российской трубной промышленности по этому пути привлечения специалистов со стороны одной из первых пошла компания "Объединенные трубные заводы".

Компании предпочитают экономить на привлечении иностранных специалистов не в последнюю очередь потому, что услуги консультантов оцениваются в круглые суммы. Другая, не менее важная причина состоит в том, что топ-менеджмент отечественных компаний зачастую морально не готов отдать на откуп международным консультантам стратегические направления управленческой деятельности, такие, как разработка бизнес-стратегии компании. Хотя результаты таких консалтинговых услуг оказываются весьма эффективными.

Весной текущего года компания "Объединенные трубные заводы" (ОТЗ) объявила о создании на базе Челябинского трубопрокатного завода группы, которая делает ставку на комплексное обслуживание основных потребителей - предприятий ТЭК. Это новая стратегия для российской трубной промышленности и ее основных игроков. В то время как основной конкурент, Трубная металлургическая компания, делает ставку на увеличение производственных мощностей, желая любой ценой увеличить свою долю присутствия на отечественном рынке, ОТЗ предпочитает диверсифицировать производство, стремясь наиболее эффективно удовлетворять запросы клиентов, соответственно более интенсивно используя их экономический потенциал. Глава московского офиса международной консалтинговой компании Roland Berger Франц Йозеф Маркс считает, что ОТЗ выбрали свой, нестандартный для российского трубного рынка путь развития.

Начало новой стратегии ОТЗ положило сотрудничество как раз с Roland Berger. По словам генерального директора управляющей компании "ОТЗ" Виталия Садыкова, с помощью экспертов из Roland Berger акционеры группы "ОТЗ" получили возможность проанализировать собственный бизнес: "Многие склонны думать, что придет консультант и преподнесет на блюдечке готовый рецепт: что и как нужно сделать. На самом деле консультант - это профессиональный независимый собеседник, который помогает оптимизировать бизнес-процессы, выстроить эффективную систему управления. У нас были и споры, в чем-то мы не соглашались. Но в результате наше общение принесло бизнесу огромную пользу".

За полгода сотрудничества с консультантами акционерам Челябинского трубопрокатного завода (ЧТПЗ) удалось создать вертикально-интегрированную группу "Объединенные трубные заводы". В состав группы помимо ЧТПЗ вошла компания "МеТрис" (сервисное обслуживание мелкооптового и розничного сбыта в регионах) и два предприятия по производству трубодеталей - московский "Завод специальных монтажных изделий" и "Магнитогорский завод механомонтажных заготовок - Востокметаллургмонтаж".

В настоящее время при помощи консультантов для "ОТЗ" разрабатывается стратегия развития до 2007 года включительно. Так, по словам Виталия Садыкова, группа планирует затратить около 150 млн долларов на инвестиционные проекты. Большая часть инвестиционных затрат - около 100 млн долларов - в течение ближайших 2-3 лет будет направлена на улучшение качества труб большого диаметра, применяющихся при прокладке нефтяных и газовых трубопроводов, а также бесшовных труб, расширение ассортимента трубной продукции для топливно-энергетического комплекса.

Франц Йозеф Маркс отмечает, что во всем мире трубопрокатный бизнес инвестирует значительные средства в модернизацию станов. Сейчас качество продукции российских трубных заводов отстает от западных аналогов - большая часть оборудования закуплена 20-30 лет назад, а перед многими российскими предприятиями сейчас стоит вопрос кардинального изменения технологий. Получается, что инвестиции в производство более эффективны, например, чем инвестиции в диверсификацию металлургической части производства трубных заводов. Если трубные заводы выйдут на рынок с непрофильной металлопрокатной продукцией, им будет очень трудно конкурировать с металлургическими компаниями, которые могут продавать такую продукцию дешевле.

Г-н Маркс отмечает, что политика снижения цен далеко не всегда приводит к росту прибыли за счет увеличения объемов производства. Не всегда самый дешевый продукт одновременно самый успешный на рынке. Клиентам очень важно качество предоставляемых услуг. Предприятиям, которые стараются выигрывать на рынке за счет низких цен, часто не хватает прибыли на реконструкцию производства. Это влечет за собой снижение качества продукции.

В итоге для повышения качества и обеспечения комплексного обслуживания клиентов группа "ОТЗ" приобрела новые активы -- заводы ЗСМИ и МЗМЗ, занимающие около 20% российского рынка трубных отводов большого диаметра. (Объем внутреннего рынка фасонных изделий составляет около 200 млн долларов. Примерно две трети рынка фасонных изделий составляют отводы.)

Выход на рынок фасонных изделий позволит группе обеспечить полный контроль качества (от трубы до трубодетали), предоставит потребителю продукцию более высокого передела и создаст конкурентное преимущество на трубном рынке. Для увеличения своего присутствия на рынке трубных деталей "ОТЗ" начала строить в Челябинске завод, специализирующийся по производству гнутых отводов (ЗАО "СОТ"). К 2005 году на три предприятия группы будет приходиться уже более 60% российского рынка отводов.

Roland Berger Strategy Consultants также предложила своим клиентам принципиально новую систему построения холдинга. Roland Berger предложила численность штатной структуры управляющей компании, включая и сбытовое подразделение, 40 человек. До работы с консультантами штат компании был в три раза больше - 125 человек. Система менеджмента была полностью реструктурирована. Управление бизнесом в "ОТЗ" решено проводить по дивизиональному принципу - в каждом дивизионе свои подразделения сбыта и маркетинга.

В трубной компании уже поняли, что решение о привлечении консультантов было стратегически верным. Теперь "ОТЗ" получила реальную возможность минимизировать издержки и сосредоточиться на завоевании новых клиентов за счет того, что смогла создать замкнутый цикл производства. Такой подход сейчас особенно ценится у потребителей трубной продукции, например, нефтяных компаний. В результате реализации стратегии развития, разработанной Roland Berger, через 5 лет оборот группы увеличится с нынешних 300 млн до 1 млрд долларов.

Андрей Гордеев "Известия"

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: