Российские металлурги оказались умнее американских сталепрокатчиков
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
11.10.2002
Российские металлурги оказались умнее американских сталепрокатчиков
"Мы шьем костюмы по индивидуальному заказу", - объясняет Томас Зентген (Thomas Soentgen). Менеджер из Эрлангена, разумеется, представитель, отнюдь, не текстильной отрасли, он директор проекта в области металлов и стали одной из структур компании "Сименс" - "Industrial Solutions and Services" (I&S). Сравните: "Как и человек, который может быть толстым или тонким, большим или маленьким, разный облик и у металлургических заводов, причем как в техническом, так и в экономическом плане".

Зентген объясняет процессы, которые сопровождают производство стали, будучи в российском городе Магнитогорске, что на реке Урал, в 1 400 километрах от Москвы. Плавка сырья, разливка, прокатка, охлаждение, оптимизация процесса с помощью программного обеспечения - все должно быть согласовано между собой. При этом Магнитогорск - типичный пример промышленной деятельности "I&S" из Эрлангена. На Магнитогорском металлургическом комбинате (ММК) установлено произведенное компанией "Сименс" оборудование по автоматизации и управлению процессами стоимостью несколько сотен миллионов евро.

У заместителя генерального директора Рафката Тахаутдинова большие планы: "Мы хотим играть ведущую роль в тяжелой промышленности России". Из года в год "бизнес-план" ММК предусматривает вложение от 200 до 250 млн. долларов США в модернизацию предприятия. 55 процентов продукции комбината идет на экспорт, это приносит необходимую валюту. Директор комбината говорит о "родном оборудовании" - первые агрегаты компания "Сименс" поставила в Магнитогорск в 50-е годы.

Металлургическая промышленность - в любой стране это жизненный нерв индустриального развития. Но России необходимо преодолевать страшное отставание. В стране на душу населения приходится 0,16 тонны конечной продукции из стали, это треть от соответствующего показателя в Германии. Так, государственные плановики пришли к выводу, что в ближайшие десять лет отрасли потребуются инвестиции в размере 16 млрд. долларов США.

Ставка на выход в лидеры

Эксперты компании "Сименс" исходят из того, что 900 проектов модернизации можно осуществлять в одной лишь только сфере, связанной с электрооборудованием. Эксперты считают, что в то время, как стальные бароны Америки проспали будущее и делают ставку не на модернизацию, а на протекционизм, их российские конкуренты строят расчеты, чтобы обогнать.

Комбинат в Магнитогорске входит в число крупнейших металлургических заводов мира. По объемам производства он занимает 15-е место. 19-е место - у АО "Северсталь" из Череповца, что в 400 километрах севернее от Москвы. Его генеральный директор Анатолий Кручинин в своем честолюбии не уступает коллеге с Урала: не только что касается модернизации комбината, тоже с помощью оборудования компании "Сименс", но и выпуска конечной продукции. Планы предусматривают выделение до 2010 года инвестиций в размере 900 млн. долларов США. В рамках вновь созданного холдинга, оборот которого в 2001 году составил 1,79 млрд. долларов США, АО "Северсталь" собирается даже создать свой собственный автомобильный завод. Уже в настоящее время в автомобильную промышленность поставляется 700 000 тонн стали ежегодно. Наряду с известными российскими производителями Кручинин называет в качестве покупателей компании "Фиат", "БМВ" и "Мерседес".

600 вагонов ежедневно

Комбинат "Северсталь" появился только в 1955 году, причем, как и Магнитогорск, - в чистом поле. Оборудование компании "Сименс" используется, начиная с 1958 года. Железную руду привозят за 1 500 километров с Кольского полуострова, уголь - за 2 000 километров из Сибири. Ежедневно в Череповец доставляют 600 вагонов с железной рудой и углем. Но перерабатывающая промышленность, концентрирующаяся между Москвой и Санкт-Петербургом, находится поблизости.

В этом году Магнитогорск отмечает свое семидесятилетие. Сталин выбрал место для строительства тогда крупнейшего в мире металлургического завода после того, как геологи открыли здесь богатые месторождения железной руды. Название места переводится как "магнитная гора". Сюда до 1932 года на строительство в массовом порядке направляли заключенных, а также бывших крестьян (кулаков), которые поначалу были вынуждены жить в палатках. Вследствие невыносимых условий погибли 30 000 рабочих. В течение 50 лет, с 1939 по 1989 год, город был закрыт для иностранцев.

Сегодня на Магнитогорском металлургическом комбинате работают 34 500 человек, десять лет назад там было 80 000. Месячная зарплата профессионального рабочего составляет 300 евро. Учитель, кстати, зарабатывает 50 евро. Зато двухкомнатная квартира в городе стоит в найм только 15 евро в месяц.

В разговорах с менеджерами ММК сразу же обращает на себя внимание признание ими "социальной ответственности". Один из менеджеров говорит так: "Приводят к реке 100 человек, но плавать из них умеют только десятеро. То же самое и с социальной рыночной экономикой. Нельзя просто сказать: ну же плыви". Так, ММК создал фонд в размере трех миллионов евро для оказания помощи пенсионерам. Их сейчас в Магнитогорске 120 000, это люди, которые всю свою жизнь провели на комбинате.

WOLFGANG MAYER - Вольфганг Майер
"Nuernberger Nachrichten"; Германия

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции