Лужков хочет стать медным королем
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
17.10.2003
Лужков хочет стать медным королем
Правительство Москвы всерьез намерено участвовать в конкурсе на разработку Удоканского месторождения меди, для чего уже создало специальную компанию – «Удоканская медь»

В полку претендентов на разработку Удоканского месторождения меди прибыло. Наряду с Уральской горно-металлургической компанией и «Казахмысом», свой интерес к Удокану проявило правительство Москвы, которое выступило главным учредителем ОАО «Удоканская медь». Участники рынка и аналитики связывают интерес московских чиновников к меди с желанием близких к мэру Юрию Лужкову бизнес-структур воспользоваться лоббистскими возможностями столичного градоначальника для «продвижения» выгодных для них условий предоставления лицензии на разработку месторождения. Эксперты, знакомые с особенностями Удокана, утверждают, что для его разработки потребуются огромные инвестиции, которые ни одна российская компания в одиночку не осилит.

Основные российские запасы (40%) и ресурсы (60%) меди сосредоточены в месторождениях Норильского рудного района и разрабатываются ГМК «Норильский никель». Единственное крупное месторождение, находящееся в нераспределенном фонде, – это Удоканское (Читинская обл.), разведанные запасы которого составляют около 18 млн т меди (22,3% от общего количества по РФ), правда, среднее содержание меди в руде относительно низкое – 1,56%. Кроме того, месторождение расположено в необжитом районе с полным отсутствием необходимой инфраструктуры, что до последнего времени являлось главным препятствием для начала его эксплуатации. Однако в январе 1993 г. лицензию на разработку Удокана получило СП «Удоканская горная компания» (СП «УГК»), учредителями которого выступили ОАО «Читагеология» (15%), ЗАО «Группа Артер» (35%), администрация Читинской области (5%) и компания «Читинские полезные ископаемые» (45%, принадлежала британскому предпринимателю китайского происхождения, некоему Вонгу). Однако уже в июне 1993 г. совет директоров СП «УГК» исключил из числа учредителей администрацию Читинской области и г-на Вонга, поскольку последний находился в розыске Интерпола. Тем не менее учредители СП «УГК» разработали технико-экономическое обоснование (ТЭО) вовлечения Удоканского месторождения в хозяйственный оборот. В рамках этого ТЭО они пришли к выводу, что его эксплуатация при существующем в России налоговом режиме убыточна, в связи с чем даже не приступали к ее началу. Поэтому в 1998 г. лицензия у СП была отозвана, а права на геологоразведочные работы на месторождении получило ЗАО «Забайкальская горная компания», в числе акционеров которого числятся Министерство путей сообщения (51,5%), «Уральская горно-металлургическая компания» (УГМК, 14,3%), правительство Москвы (17,1%) и администрация Читинской области (17,1%).

В конце 2001 г. геологоразведочные работы на месторождении были завершены, и администрация Читинской области, как совладелец прав на местные недра, предложила правительству РФ провести конкурс на разработку месторождения. И тут выяснилось, что точки зрения региональных и федеральных чиновников на условия предоставления лицензии противоположны. Минэкономразвития и Минфин выступают за открытый аукцион, победителем которого признают компанию, предложившую за лицензию наибольшую сумму. Администрация Читинской области и МПР выступают за инвестиционный конкурс, при котором решение о победителе будет принимать конкурсная комиссия на основании ТЭО, предложенных участниками, причем участие иностранных компаний в конкурсе не допускается. Второй вариант поддерживает один из главных претендентов на Удокан – УГМК, для которой допуск к руде стратегически важен, поскольку уральские месторождения, эксплуатируемые компанией, близки к истощению. Кроме того, ограничение по составу участников позволит «отсечь» главного конкурента УГМК – компанию «Казахмыс», руководство которого также не раз заявляло, что будет бороться за получение лицензии на разработку Удокана. Однако, учитывая последние шаги «Казахмыса» по его легализации на территории России путем создания СП «РосКазМедь» и возможного приобретения «Кыштымского медеэлектролитного завода», можно с большей уверенностью говорить о том, что верх возьмет точка зрения, согласно которой лицензию на Удокан необходимо продавать на аукционе. Данное решение сможет обеспечить большие фискальные успехи госчиновников и позволит привлечь к участию в тендере на лицензию большее количество участников.

Между тем в борьбу за лицензию на разработку Удокана включился новый игрок – правительство Москвы. В январе 2003 г. мэрией было принято решение (распоряжение от 16.01.2003 г. № 49-РП) о долевом участии в учреждении ОАО «Удоканская медь». В мае 2003 г. данная компания с уставным капиталом в 200 тыс. руб. была зарегистрирована в поселке Н. Чара Читинской области. Как удалось выяснить RBC daily, правительству Москвы в новой компании будет принадлежать 60% уставного капитала, администрации Читинской области – 20%, а пока неизвестному частному акционеру – еще 20%. С чем связана необходимость участия Москвы в учреждении «Удоканской меди», в департаменте имущества столичного правительства комментировать отказались, потребовав официальный запрос.

Опрошенные RBC daily эксперты разделились во мнениях, в чьих интересах могут действовать московские чиновники. Так, аналитик ИК «Проспект» Николай Иванов считает, что правительство Москвы отчасти можно понять: «К разделу нефтегазового комплекса они не успели, инвестиции в машиностроение по большей части оказались неудачными, остается только одно – цветная металлургия». «Несомненно, что интерес к Удокану возник в правительстве Москвы не просто так, – полагает г-н Иванов. – Основной импульс идет от бизнес-структур, близких к правительству Москвы, возможно, от АФК «Система», контролирующей ряд предприятий российской электроники – крупных потребителей медной продукции». Напротив, представитель одного из специализированных металлургических изданий считает, что партнером правительства Москвы является УГМК. «Они являются совладельцами Забайкальской горной компании, которая проводила геологоразведку Удокана, и вполне возможно, что решили продолжить партнерство, совместно взявшись за его разработку», – заявил RBC daily эксперт. В московском представительстве УГМК RBC daily отказались комментировать предположения аналитиков, сказав, что какие-либо выводы делать преждевременно.

Впрочем, по мнению ученых, разработка Удоканского месторождения силами только российских компаний невозможна. «Во-первых, не хватает примерно 20 км железной дороги, во-вторых, нет энергообеспечения, что требует тащить линию электропередачи невесть откуда или строить теплоэлектростанцию, а самое главное, что освоение месторождения экономически целесообразно только в том случае, если медь будут получать на месте, – рассказал RBC daily замдиректора Центрального научно-исследовательского геологоразведочного института цветных и благородных металлов Анатолий Кривцов. – За полмиллиарда долларов [в которые в свое время оценивала разработку Удокана УГМК] железнодорожную ветку, энергообеспечение и добывающий комбинат вы не создадите. Только железная дорога может обойтись в 200 млн долл., поэтому порядок инвестиций в разработку совершенно другой». По словам г-на Кривцова, в обозримом будущем внутреннее потребление страны и экспортные поставки спокойно покрываются мощностями «Норильского никеля», уральскими месторождениями и частично полиметаллическими месторождениями российской части Алтая. «Производители Урала правильно говорят, что местные месторождения истощаются, но они не будут возить руду за 4 тыс. км из Читинской области, особенно в условиях российской зимы. Если бы они возили черновую медь и рафинировали ее на Урале – это другой вопрос, но для этого необходимы огромные инвестиции в энергетику и металлургическое производство на месте, т. е. фактически строительство целого города», – полагает Анатолий Кривцов. Поэтому, по словам ученого, целесообразно пока отказаться от попыток начать освоение Удокана. «Есть такое понятие – фонд будущих поколений, в который многие страны, живущие за счет экспорта своих ресурсов, отчисляют определенные деньги, чтобы будущим гражданам перепала часть богатств страны и они жили хорошо, – полагает г-н Кравцов. – У нас такой возможности нет, поэтому Удокан проще оставить в резерве как фонд будущих поколений».

RBC-Daily Владислав Серегин

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: