На металлургическом рынке обнаружили сговор
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
31.10.2003
На металлургическом рынке обнаружили сговор
Трубные компании в очередной раз обратились в МАП России с жалобой на металлургические, обвиняя их в ценовом сговоре с целью завышения цен на горячекатаный прокат. К этому их подтолкнуло резкое снижение собственной рентабельности

За 10 месяцев 2003 г. внутренние цены на горячекатаный прокат, используемый при производстве сварных труб, возросли на 38% – с 300 долл. за тонну в январе до 414 долл. в конце октября. На мировом рынке наблюдалась противоположная тенденция, и за 9 месяцев, по данным Центра макроэкономических исследований компании «БДО Юникон», они снизились в среднем на 7,4% и в настоящее время колеблются на уровне 300 долл. за тонну. Возможно, что именно это стало причиной обращения трубных компаний в Министерство по антимонопольной политике (МАП) России с жалобой на «Северсталь», ММК, НЛМК и «НОСТА». Производители труб обвиняют металлургические компании в ценовом сговоре с целью завышения цен на горячекатаный прокат на внутреннем рынке. Однако в МАП России считают, что доказать факт ценового сговора практически невозможно, а аналитики полагают, что его не было вовсе.

Данная жалоба трубных компаний далеко не первая, но по всем предыдущим ни им, ни госорганам не удалось собрать доказательств, уличающих металлургические компании в ценовом сговоре. Так, в октябре-ноябре 2002 г. цены на горячекатаный прокат возросли на 9% (в среднем с 275 до 300 долл. за тонну), но тогда, по словам руководителя пресс-службы МАП России Ларисы Булгаковой, «все экономические расчеты показали, что рост цен был оправдан мировой конъюнктурой [мировая цена составляла 315 долл.]». В марте крупнейшие металлургические компании снова подняли цены на горячекатаный металл (в среднем на 19%, до 370 долл.), аргументировав это ростом издержек на транспорт и электроэнергию. В результате этого повышения внутренние цены на штрипс (вид горячекатаного проката, представляющий собой стальную полосу шириной 30-400 мм и толщиной 1,75-10 мм, используемую в качестве заготовки при производстве сварных труб) превысили мировые. Тогда трубные компании обратились в Правительство РФ с просьбой разобраться в ситуации, но «расследование» так и не состоялось. Вплоть до настоящего времени разрыв внутренних и мировых цен только увеличивался, поскольку начиная с июня внутрироссийская цена на штрипс еженедельно возрастала на 1-2 долл., тогда как мировые цены в середине лета имели тенденцию к снижению.

Ни в одной из крупных трубных компаний RBC daily не признались в том, что выступили инициатором жалобы в МАП России. Так, пресс-секретарь Трубной металлургической компании (ТМК) Дмитрий Жеглов заявил RBC daily, что «компания участия в данном процессе не принимала», а в пресс-службах ОАО «Челябинский трубопрокатный завод» (ЧТПЗ) и ОАО «Объединенные металлургические заводы» пока воздержались от комментариев. В Фонде развития трубной промышленности, выступавшем инициатором весеннего обращения в правительство, также открестились от жалобы в МАП России.

Между тем представитель МАП России подтвердил RBC daily, что производители труб обратились в министерство с жалобой на действия металлургических компаний. «Решение о возбуждении административного расследования еще не принято», - заявила RBC daily руководитель пресс-службы МАП России Лариса Булгакова. При этом госпожа Булгакова сомневается, что расследование сможет установить факт ценового сговора. «Факт ценового сговора доказать очень сложно, - считает Лариса Булгакова. - Нужны доказательства, а временное поднятие цен не может служить основным доказательством ценового сговора, нужна какая-та фактура». Аналитик журнала «Металлургический бюллетень» Наталия Шафоростова также считает, что трубным компаниям вряд ли удастся доказать факт ценового сговора между металлургическими компаниями. «Результаты весны четко показали, что металлургическое лобби в государственных структурах сильнее трубного», - сказала RBC daily г-жа Шафоростова. Однако, по ее словам, трубные компании имеют все основания для беспокойства. «Производители труб работают по долгосрочным контрактам, тогда как металл они покупают по спотовым ценам, - рассказывает Наталия Шафоростова. – В результате роста цен выполнение контрактов становится все менее выгодным, а общая рентабельность бизнеса снижается».

Мнение эксперта подтверждает и отчетность компаний за первое полугодие 2003 г. Так, рентабельность продаж (отношение операционной прибыли к выручке) «большой металлургической тройки» («Северсталь», ММК и НЛМК) по итогам 6 месяцев текущего года в среднем в два раза выше, чем за аналогичный период прошлого года, - 36% против 18,8%. Напротив, рентабельность продаж трубных предприятий снизилась, также приблизительно вдвое (например, для «Тагмета» и ЧТПЗ – 7,6% против 11,3%).

Впрочем, некоторые отраслевые аналитики считают, что ценового сговора между металлургами нет: они просто пользуются благоприятной конъюнктурой рынка. «Металлургические компании действуют по простому принципу: можно продать подороже, они и продают подороже, - считает руководитель аналитического центра «Национальная металлургия» Дмитрий Парфенов. – Если бы потребитель перестал покупать металл, то производители сразу бы снизили цену, как, например, было два года назад. Поэтому стоит говорить не о ценовом сговоре, а о том, что у металлургических компаний хорошо работают службы маркетинга. Когда служба маркетинга работает эффективно, в ценовом сговоре просто отпадает необходимость». Обратная ситуация, по словам г-на Парфенова, была в 2000-2001 гг., когда на внешнем рынке была плохая конъюнктура на черные металлы и у трубных компаний не возникало подобных проблем. «Они устраивали тендеры среди поставщиков и меткомбинаты бились между собой за то, чтобы продать им металл, - говорит Дмитрий Парфенов. – Теперь, когда появилась очередная жалоба трубных компаний, металлурги могут расценить ее как сигнал рынка, указывающий на то, что пора снижать цены».

RBC-Daily Владислав Серегин

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции