"Норникель" строит флот
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
18.11.2003
"Норникель" строит флот
Как стало известно "Ведомостям", корпорация "Норильский никель" ведет переговоры с финской верфью Kvaerner Masa-Yards о строительстве четырех сухогрузов ледового класса общей стоимостью более $200 млн. Собственный флот позволит "Норникелю" стать независимым от Мурманского морского пароходства, которое до сих пор являлось монополистом на трассе Северного морского пути.
"Норильский никель" - крупнейший в России производитель цветных и драгоценных металлов. Выручка корпорации за январь - сентябрь 2003 г. составила 97,4 млрд руб. , прибыль - 26,9 млрд руб. Компания Kvaerner Masa-Yards владеет двумя судостроительными заводами в Финляндии (в Турку и Хельсинки) , специализируется на строительстве пассажирских пароходов для морских круизов и транспортных судов ледового класса. Выручка верфи за январь - сентябрь 2003 г. - 625 млн евро, прибыль - 74 млн евро. Компания контролируется группой Aker Kvaerner ASA.

Транспортная безопасность всегда была важной задачей для "Норникеля", основное производство которого расположено за полярным кругом. И завозить грузы на Таймыр для работников комбината, и экспортировать металл приходится водным путем. Поэтому в конце прошлого года "Норникель" консолидировал контрольный пакет Енисейского речного пароходства, а этим летом получил контроль над Архангельским морским портом.

Но наиболее уязвимым местом "Норникеля" всегда были отношения с Мурманским морским пароходством (ММП) , которое одновременно владеет сухогрузным флотом и управляет государственными ледоколами. "Норникель" жаловался на дефицит ледоколов и на то, что ММП вынуждает корпорацию экспортировать металл только судами пароходства, причем по завышенным тарифам. Три года назад компания даже рассматривала такую экзотическую возможность, как использование для грузоперевозок подводных лодок, однако затем отказалась от этих планов.

Теперь "Норникель" решил построить собственный флот, разрушив монополию ММП на Северном морском пути. Как рассказал "Ведомостям" вице-президент по продажам и маркетингу Kvaerner Masa-Yards Микко Ниини, "Норильский никель" ведет переговоры с его верфью о строительстве нескольких судов. Ниини отказался рассказывать о деталях проекта, но пояснил, что речь идет о сухогрузах ледового класса, похожих на суда СА-15, серия которых была построена финнами в 80-х гг. прошлого века для Мурманского, Дальневосточного и Сахалинского пароходств. "Только это будут более современные суда, которые смогут самостоятельно работать в ледовых условиях. При толщине льда 1 - 1,5 м они не нуждаются в услугах ледоколов, - говорит Микко Ниини. - По такой же технологии мы построили для нефтетрейдера Fortum два танкера, которые зимой работали в Приморске без всяких ледоколов". А сотрудник одного из российских пароходств, знакомый с планами "Норникеля", говорит, что корпорация рассчитывает построить четыре сухогруза грузоподъемностью по 12 000 т каждый и стоимостью в пределах $50 - 60 млн за судно.

В "Норникеле" отказались комментировать эти планы, сославшись на то, что предложения еще до конца не проработаны и не выносились на рассмотрение совета директоров. Тем не менее в компании подтвердили факт предварительных переговоров с Kvaerner Masa-Yards, а также то, что в сентябре в "Норникель" перешли работать два сотрудника Минтранса - начальник администрации Севморпути Анатолий Горшковский и начальник департамента внешнеэкономических связей Николай Матюшенко, в начале 1990-х возглавлявший ММП.

Начальник пресс-службы ММП Владимир Блинов вчера отказался комментировать планы "Норникеля" по строительству собственного флота. Однако сотрудник одной из транспортных компаний, знакомый с ситуацией в ММП, говорит, что грузоперевозки для "Норникеля" обеспечивают около 40% выручки пароходства, общая сумма которой составляет порядка $140 млн. А собственная флотилия из четырех сухогрузов, по его оценкам, позволит корпорации полностью закрыть потребности в морских перевозках (около 400 000 т экспортного металла и около 400 000 т северного завоза на Таймыр). "Впрочем, льды на трассе Севморпути бывают и в 10 м толщиной. Так что линейные ледоколы ММП все равно будут востребованы "Норникелем" несколько месяцев в году, если он не купит собственный ледокол, о чем ведутся переговоры с транспортными властями Финляндии", - говорит эксперт.



Илья Хренников "Ведомости"

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции