Пермские поставщики металла держат курс на укрупнение
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
09.12.2003
Пермские поставщики металла держат курс на укрупнение
Пермские поставщики металла держат курс на укрупнение: в скором времени им придется конкурировать с москвичами.

Рынок металлопроката в Пермской области можно считать почти сформированным и при этом финансовоемким. Ежемесячное потребление металлопроката в регионе в среднем составляет порядка 150-180 тыс. тонн, что в финансовом выражении – около 2 млрд 250 млн рублей.

Однако в то же время в регионе функционируют всего три компании, уровень которых можно назвать всероссийским. Эксперты прогнозируют, что в скором времени на пермский рынок выйдут как соседи – екатеринбургские компании, так и москвичи.

Любители тонн

Крупнейшие игроки пермского рынка уже заняли свои ниши. И сейчас перестановки возможны только на уровне пертурбации среди мелких компаний и на уровне оптимизации деятельности каких-либо предприятий: укрупнение – объединение-слияние – поглощение.

Соответствующие тенденции сейчас демонстрируют, например, рынки металлопроката в Швеции, Норвегии, Финляндии, где за последние семь лет из 107 компаний осталось всего 3 (!) самостоятельных предприятия и 5 заводских производств. Эксперты считают, что приблизительно такая же ситуация может повториться и в России.

Именно на укрупнение уже сейчас держит курс российская и, в частности, пермская металлургия. Компании идут по "сетевому" пути: именно предприятия с развитой филиальной сетью выживают и здравствуют. В этом направлении движутся такие гиганты как "Северсталь", "Угольмет", "Евраз".

В Прикамье соответствующая тенденция прослеживается на примере "Сталепромышленной компании", головной офис и логистическая структура которой находятся в Екатеринбурге (первое место во всероссийском рейтинге в категории "Универсальный поставщик" по итогам I полугодия 2003 г.), и торговый дом "Нержавеющие стали", имеющий пять филиалов по России (четвертое место во всероссийском рейтинге в категории "Торговцы нержавеющими сталями и спецсталями" по итогам I полугодия 2003 г.). Также крупной компанией российского уровня является "Пермметалл".

Прочие относительно крупные игроки на этом сегменте (такие, как "Квин" (в рейтинге "100 крупнейших предприятий по показателю "Выручка от реализации" за 2002 год ("ПО" № 25(127) от 14.07.03 г.) занимает 94 место) и "Магперммет") признаны пока только в своем регионе.

Конкурент – не конкурент…

В то же время прогноз экспертов таков: в скором времени незаполненные, как правило, узкоспециализированные ниши на пермском рынке будут занимать екатеринбургские и московские компании. Некоторые уже начинают осваивать свои позиции (например, компании "Металлокровля" и "Металлинвест").

Безусловно, приход иногородних конкурентов на пермский рынок не является положительным для местных предприятий. Однако задача препятствовать этой экспансии не ставится, поскольку в ней заинтересован потребитель: увеличение числа конкурирующих компаний означает снижение стоимости продукции.

Сейчас, заявил "ПО" первый заместитель генерального директора Лысьвенского металлургического завода Валерий МАЛЫГИН, на рынке существует "определенный монополизм", который во многих случаях вынуждает потребителей покупать продукцию в гораздо больших объемах, нежели это необходимо – просто потому, что таков размер минимальной партии.

"Я не чувствую на себе особой заботы металлоторговцев, хотя именно они заинтересованы в нас прежде всего: продать – это их первоочередная задача. В Финляндии, например, поставщики относятся с большим почтением именно к внутреннему потребителю, а экспорт – на втором месте", – заявил Валерий Малыгин. – "Между тем, российские поставщики, готовясь вступить в ВТО, заинтересованы в экспорте – раз. Многие из них осуществляют программы по развитию своих мощностей, которые, как правило, базируются на иностранных проектах, – два. Внутренний рынок обеспечивается по остаточному принципу. И проблема доступности, цены и качества товара является для нас основной".

При этом, подчеркнул г-н Малыгин, тенденция к укрупнению субъектов бизнеса может проходить также только вкупе с увеличением количества игроков на рынке. В противном случае ныне существующая монополизация отрасли только усилится.

В этой связи перед пермскими металлокомпаниями ставится задача не препятствовать иногородним, а повышать собственную конкурентоспособность на внутреннем рынке. Помимо естественных в данной ситуации факторов (таких, как расширение ассортимента), один из руководителей Российской Ассоциации Металлоторговцев (РАМТ) Григорий МЕНЬШИКОВ считает, что пермским предприятиям необходимо работать на увеличение собственных оборотов, чтобы в дальнейшем выходить на рынок за пределы Пермской области. Диаметр пермской экспансии Меньшиков обозначил в 500-700 километров вокруг региона: это обязательно Кировская область, Удмуртия, Татарстан и Башкирия.

Также Григорий Меньшиков считает, что рынок России на сегодняшний день уже перенасыщен металлопрокатом. А потому еще одна из основных задач пермяков – выход на рынки за пределы России. В вопросе выхода на внешний рынок должна проповедоваться политика, которую весьма отчетливо демонстрирует, например, рынок Екатеринбурга. Это политика меркантилизма.

За это ратует и областная администрация, которая заинтересована развивать и поощрять все торговые компании, зарабатывающие прибыль на перераспределении ресурсов других регионов. Именно поэтому под эгидой Департамета промышленности и науки Пермской области ОАО "Пермметалл", ОАО "ЧМЗ" и АК "ЛМЗ" провели конференцию "Развитие рынка металлопроката Пермской области", где все игроки рынка металлопроката могли наладить позитивный диалог, обсудить свои насущные проблемы и перспективы дальнейшего развития.

Комментарий

Константин Ромазанов, генеральный директор ОАО "Пермметалл":

- Вопрос выбора поставщика, возникающий перед потребителем, на сегодняшний день решается несколькими путями. Во-первых, в зависимости от интересов компании-потребителя, а во-вторых, от интересов лично снабженца.

Что касается заинтересованности снабженца – выбор делается в пользу того поставщика, который предлагает больший "откат". Могу сказать, что практика таких взаимоотношений постепенно сходит на нет благодаря работе владельцев и директоров предприятий над корпоративным духом компании, введению системы материальных и моральных поощрений. Человек, принимающий решение о закупе, ориентируется на свои интересы через интересы предприятия. Он понимает, что чем быстрее развивается компания, тем выше благосостояние работников. Это и есть грамотный путь в выборе поставщика.

К радости, или к сожалению, выбор этот огромен. Количество компаний, торгующих металлопрокатом, постоянно растет. Ориентироваться в этом море поставщиков достаточно сложно. Опять же есть два пути, по которым идут снабженцы, – это приобретение недорогого металла, зачастую сомнительного происхождения и качества, и покупка более дорогого, сертифицированного и качественного металлопроката.

Фирмы, торгующие дешевым металлопрокатом, по сути, являются посредниками. Зачастую они появляются на рынке лишь в небольшой промежуток времени, необходимый для реализации имеющейся у них в наличии металлопродукции. Вопросом для потребителя, в данном случае, является качество продукции.

Сертифицированным металлопрокатом занимаются крупные трейдеры и сервисные металлоцентры (СМЦ). Их отличие заключается в том, что СМЦ, помимо самого металлопроката, предлагает услуги по дополнительной обработке и транспортировке металла по желанию покупателя.

В нашей области из таких гигантов металлоторговли можно отметить ОАО "Пермметалл". Множество услуг по дополнительной обработке металлопроката постоянно предоставляется потребителям ОАО "Пермметалл". Помимо стандартной резки в размер любого металлопроката, мы вырезаем диски и кольца, нарезаем резьбу и т. д.

Основной проблемой для потребителя часто является кредитование закупа. ОАО "Пермметалл" начало работу по предоставлению кредитов ряду потребителей, а также работу по заключению договоров с фиксированными ценами. Более того, под конкретные отрасли наша компания накапливает на складах определенный ассортимент к сезону активного потребления. Например, предприятия ЖКХ могут быть уверены, что во время плановой замены труб нужный сортамент они найдут в сервисном металлоцентре ОАО "Пермметалл".

Конечно, потребитель сам решает, на каких условиях выбирать поставщика, но одно могу сказать со 100%-ной уверенностью – в случае работы с крупным и надежным предприятием можно быть уверенным в качестве металла и качестве обслуживания. В заключение хочу сказать, что пермским металлопроизводителям и металлоторговцам необходима поддержка региональных властей. От того, будет ли оказываться эта поддержка, зависит будущее рынка металлопроката именно Пермской области.

Виктор АБРАМОВ, генеральный директор ЗАО "Магперммет":

– Акционерное общество "Магперммет" работает на рынке черных металлов Пермской области более 10 лет. Все эти годы предприятие входит в тройку лидеров по объемам продаж черного металлопроката.

Мы, как и автор статьи "Локальное макро", видим развитие нашего предприятия в улучшении обслуживания потребителей, предоставлении всех необходимых им услуг. В этом году мы открыли у себя на базе цех по обработке металлопроката и готовы не только продать покупателю металл, но и тут же изготовить из него необходимое изделие.

В то же время, мы считаем, что всем нам надо поддерживать именно пермских металлоторговцев. В этом случае наша область никогда не останется без необходимого металла, ведь мы, в отличие от иногородних компаний, прекрасно знаем специфику и потребности предприятий нашего региона и сможем наиболее полно их обеспечивать. Да и деньги по возможности должны оставаться в нашем регионе.

Антон Козунин, заместитель директора ООО "Квин":

– Наша организация вышла на рынок металлопроката Пермской области в 2000 году. Продажи начинались со скромных объемов в несколько сотен тонн ежемесячно. Сейчас они исчисляются тысячами. У нас свой сегмент на рынке, свои покупатели, потребности которых мы хорошо изучили и стараемся максимально удовлетворять. Работаем мы как с потребителями в Пермской области, так и с потребителями из соседних регионов. В числе последних такие крупные компании как "ЮКОС", "ЛУКОЙЛ", "Сургутнефтегаз", "ТНК". Наше твердое положение на рынке объясняется и привлекательными ценами, и удобным расположением в центре города, и широким ассортиментом предлагаемого металлопроката, сервисных услуг. Не последнюю роль в борьбе за потребителя сыграла хорошо налаженная, крепкая связь с производителями: Нижнетагильским, Западно-Сибирским и Новокузнецким металлургическими комбинатами. Полный ассортимент выпускаемой ими продукции постоянно представлен на складе ООО "Квин". Кроме этого, у нас имеется возможность отгрузить металлопрокат напрямую с заводов-изготовителей нашим клиентам, сократив тем самым транспортные издержки. В заключение хотелось бы сказать, что каковы бы ни были наши успехи, мы не намерены успокаиваться на достигнутых результатах. Сейчас на повестке дня стоит вопрос о расширении номенклатуры и увеличении ассортимента услуг по обработке металла. Надеемся, что наши новые предложения будут благосклонно восприняты потребителями на пермском рынке.

Политпермь

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: