Металлургов предлагают раскулачить, как нефтянку
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
26.03.2004
Металлургов предлагают раскулачить, как нефтянку
Как заявили журналистам в четверг представители автомобильной и трубной промышленности России, внутренние цены на черные металлы выросли только в марте этого месяца в полтора раза. Акция вполне объяснима. И тех, и других обвиняют во взвинчивании цен. Особенно это касается автопроизводителей, которых только ленивый не ругает за качество и дороговизну машин. Кроме того, как было заявлено, они теряют прибыли. А это, очевидно, особенно неприятно еще и потому, что суперприбыли "вражеского стана" - металлургов растут. По этой причине автопром и трубники предлагают эти сверхприблыи у металлургов изъять, увеличив экспортные пошлины и ужесточив антимонопольный контроль.

Как рассказал директор Фонда развития трубной промышленности Александр Дейнеко, еще в начале 2003 года цены на черные металлы поднялись сразу на 27-30 процентов. Уже тогда производители стальных труб решили, что четыре-пять предприятий-монополистов вступили в ценовой сговор. Тогда же была подана жалоба в антимонопольные органы, которые через полгода обязали производителей металла ежеквартально ставить МАП в известность о ценах на свою продукцию. Однако те продолжали постепенно повышать цены, а в середине марта этого года разослали своим потребителям предложение о покупке металла и заготовок из него по увеличенной на 40-50 процентов цене.

По словам депутата Госдумы Валерия Гартунга, формальным основанием для роста цен послужило увеличение тарифов на электроэнергию и удорожание кокса. Однако, если суммировать эти величины получается, что расходы металлургов выросли только на 12 процентов, а никак не на 50. В итоге рентабельность металлургических предприятий увеличилась по отдельным видам продукции до 50-70%, а в некоторых случаях - до 100%.

Суперприбыли монополистов от металлургии, по словам президента объединения автопроизводителей России Евгения Левичева, за последние два года обернулись увеличением себестоимости изготовления автомобильных кузовов на 60 процентов, а изготовляемых из чугуна коробок передач и деталей трансмиссии - в 2,5 раза. Поскольку стоимость отечественных автомобилей жестко ограничивается платежеспособным спросом, то рентабельность автомобильных предприятий в результате увеличения себестоимости снизилась до 12-15%. На этом основании Левичев заявил, что автопром уже не может делать инвестиции в развитие производства и запускать новые модели. Кроме того, многие предприятия автопрома вынуждены сокращать количество занятых на производстве.

Трубники, в свою очередь, заявляют, что перед ними встал выбор: или сворачивать объемы производства или закупать черные металлы за рубежом. Учитывая, что наша страна является крупнейшим экспортером черных металлов, этот выбор будет выглядеть странно. При этом представители трубной промышленности нарисовали такую мрачную картину: сворачивание трубных производств на Урале и Юге России, - как правило, это градообразующие предприятия - означает значительное ухудшение экономической и социальной ситуации одновременно в нескольких регионах. И стоимость труб неизбежно возрастет на 35-40%. В результате окажется сорванной программа подготовки ЖКХ к зиме, поскольку денег на замену дырявых труб в бюджетах не хватит. Изъять эти средства организации жилищно-коммунального комплекса смогут только у населения с помощью повышения квартплаты. В этом трубники без сомнения правы. Как и в том, что нефтяникам траты на поддержание и прокладку трубопроводов, а также на закупку другого оборудования, переложат на потребителя их продукции.

Чтобы призвать правительство урезонить металлургов, автопром и трубники использовали политический аргумент: удорожание нефтепродуктов автоматически означает не только рост стоимости сельскохозяйственной продукции, но практически всех товаров и услуг.

Что касается металлургов, то их поведение объясняется следующими обстоятельствами. В последние два года отмечен быстрый рост цен на черные и цветные металлы за счет резкого увеличения спроса в странах Юго-Восточной Азии: Китае, Южной Корее и Тайване. И наши предприятия не хотят упускать текущие к ним прибыли, приближая внутренние цены к мировым. Однако, в связи с этим весьма кстати вспомнили, что наши нефтяники и газовики давно находятся в аналогичной ситуации. Им приходится продавать в России бензин и дизельное топливо намного дешевле, чем за границей.

Поэтому автопромышленники и производители труб и проката предлагают подготовить специальное заседание правительства, посвященное влиянию цен на металл на экономическое развитие страны. По их мнению, в отношении металлургических комбинатов должны быть введены меры, аналогичные принятым в нефтянке - изъятие сверхприбылей, увеличение экспортных пошлин и ужесточение антимонопольного контроля.

Страна. Ру

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: