«Норильский никель» глобализируется
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
30.03.2004
«Норильский никель» глобализируется
Компания стала самым крупным акционером четвертого производителя золота в мире – южноафриканской Gold Fields

Крупнейший российский производитель цветных и драгоценных металлов – ГМК «Норильский никель» продолжает мировую экспансию. Вчера компания объявила о приобретении 20,9% акций южноафриканской Gold Fields Limited (Gold Fields) – одного из лидеров мировой золотодобычи. В «Норильском никеле» сделку по покупке акций Gold Fields рассматривают как отличное вложение средств и надеются после переговоров с менеджментом начать реализацию совместных проектов. Участники рынка и аналитики согласны с мнением покупателя и говорят, что новое приобретение существенно приблизит «Норникель» к планке годовой добычи в 100 тонн золота, но одновременно указывают на то, что раньше компания не была замечена в приобретении миноритарных долей и всегда была заинтересована в полном контроле над активами, а значит, может еще больше потратиться на установление контроля над Gold Fields.

Gold Fields – четвертая золотодобывающая компания в мире. В 2003 г. Gold Fields произвела 138,2 тонны золота (94,6% к 2002 г.). В 2003 финансовом году (июль 2002 г. – июнь 2003 г.) выручка компании составила 1,5 млрд долл., чистый доход – 325,6 млн долл. По состоянию на июнь 2003 г. Gold Fields обладала 2,6 тыс. тонн резервов и 6,1 тыс. тонн ресурсов золота. До вчерашнего дня крупнейшим акционером компании была Anglo American (20,9% УК). Значительные пакеты акций компании также принадлежат инвестиционным компаниям Old Mutual Group (6,1%) и Public Investment Commissioner (4,9%). После объявления о сделке капитализация Gold Fields с начала торгов на Нью-Йоркской фондовой бирже 29 марта возросла на 2,5%, до 6,3 млрд долл.

В понедельник «Норильский никель» объявил о том, что приобрел через свою 100%-ную «дочку» Norimet у компании Anglo American все (около 98,5 млн) принадлежащие ей акции Gold Fields по 11,79 долл. за штуку. Общая сумма сделки составила 1,16 млрд долл. «Пакет был приобретен по достаточно привлекательной цене: с дисконтом по отношению к рынку [на закрытии сессии Нью-Йоркской фондовой биржи в пятницуакции Gold Fields стоили 12,44 долл. – Прим. RBC daily], – заявил RBC daily Дмитрий Разумов, замгендиректора ГМК «Норильский никель». – Даже как инвестиция этот проект нам очень нравится». По его словам, во-первых, Gold Fields – «первоклассная компания с хорошо диверсифицированными активами и высоким уровнем менеджмента». «Во-вторых, «Норникелю» была предоставлена уникальная возможность, купить крупный пакет Gold Fields: акции компании сильно распылены между акционерами, и, чтобы собрать крупный пакет, потребовалось бы много времени и средств, – рассказывает г-н Разумов. – В-третьих, сделка является логичным шагом в рамках нашей стратегии – укрепления позиций «Норникеля» в золотодобывающей отрасли.»

Российский фондовый рынок позитивно воспринял новость о приобретении «Норильским никелем» акций Gold Fields. Почти сразу после объявления о сделке акции компании подорожали на 3% (с 74 до 76 долл.) и в РТС, и на ММВБ, а суммарный объем сделок по ним только в момент пика торгов (с 12 до 13 часов) превысил 20 млн долл. (на ММВБ). Опрошенные RBC daily аналитики также положительно оценили инвестиции «Норникеля». «Приобретение 20%-ной доли в Gold Fields дает «Норильскому никелю» прибавку к годовой добыче на уровне около 30 тонн, что приближает компанию к заветным 100 тоннам», – заявил RBC daily Николай Иванов, аналитик ИК «Проспект». Вячеслав Смольянинов из ФК «НИКойл» более сдержан. «Со стратегической точки зрения эта сделка, возможно, и имеет смысл, – заявил он RBC daily. – С другой стороны, цена покупки не очень низкая, поскольку компания публичная, и, может быть, «Норильскому никелю» стоит платить дивиденды, а не приобретать миноритарные пакеты в других компаниях».

Николай Иванов из «Проспекта» также указывает, что за унцию запасов Gold Fields «Норильскому никелю» пришлось заплатить 13-14 долл. против 2-3 долл., как, например, при покупке рудника имени Матросова, но считает, что, получив крупный пакет африканской компании, «Норникель» может попытаться получить доступ к управлению ею. «Не исключено, что «Норникель» покупал пакет акций Gold Fields с расчетом получить доступ к управлению компанией, поскольку вряд ли это просто портфельная инвестиция, – полагает г-н Иванов. Для «Норникеля» также важен и обмен технологиями, поскольку Gold Fields – один из лидеров отрасли, а представительство в ее совете директоров дает доступ к любой информации, в том числе и технической». И Вячеслав Смольянинов, и Николай Иванов не исключили, что «Норникель» может попытаться получить полный контроль над Gold Fields, правда, для этого компании «придется сильно потратиться».

В «Норникеле» отрицают предположения о каких-либо предварительных переговорах с Gold Fields и говорят, что увеличивать долю в Gold Fields «пока не предполагается». «До сегодняшнего дня никаких отношений с Gold Fields у нас не было», – говорит Дмитрий Разумов. – Но мы надеемся, что в результате диалога с менеджментом Gold Fields «Норильский никель» получит представительство в совете директоров компании». В Gold Fields также отрицают факт переговоров с «Норильским никелем». «Нам сообщили об этом [о сделке] утром», – заявил агентству Bloomberg представитель Gold Fields Вилли Джакобс (Willie Jacobsz). Правда, на сайте и в презентационных материалах Gold Fields сообщается о некоем совместном предприятии на территории США с характерным названием Norilsk.

«Совместного проекта у Gold Fields с нами точно нет, – говорит Дмитрий Разумов. – В настоящее время мы хотим как можно скорее начать диалог с менеджментом, конечная цель которого – взаимовыгодное сотрудничество, но конкретные формы пока не обсуждаются». Среди перспективных проектов, которые могут быть интересны и «Норникелю», и Gold Fields, может быть добыча металлов платиновой группы и золота в Финляндии, где Gold Fields ведет геологоразведку и поисковое бурение на площади 350 кв. км (запасы металлов оцениваются почти в 400 тонн), а также поиск и добыча платиноидов и золота в Северной Америке.

Впрочем, приобретая 20%-ную долю в Gold Fields, «Норильский никель» в определенной степени рискует. Свыше 65% золота африканская компания добывает в ЮАР, где себестоимость его добычи – одна из самых высоких в мире (в декабре 2003 г., по данным Gold Fields, она достигала почти 350 долл. за унцию при цене в 390 долл.; для сравнения: на австралийских месторождениях – 210-280 долл.), что связано, во-первых, с высокой отработанностью месторождений и, как следствие, низким содержанием металла в руде, а во-вторых, с продолжительным укреплением южноафриканского рэнда к доллару США, что сказывается на увеличении долларовой себестоимости. В результате, если процесс укрепления национальной валюты ЮАР продолжится, добыча золота на южноафриканских месторождениях может стать нерентабельной, правда, в противном случае (снижение курса рэнда к доллару США) Gold Fields, а косвенно – и «Норникель» получат дополнительную прибыль.

RBC-Daily Владислав Серегин

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: