Россия становится автомобильной свалкой

Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
16.04.2004
Россия становится автомобильной свалкой
Переработка «автолома» по-прежнему отстает от необходимого уровня в несколько раз

Крупные города России и их окрестности все больше превращаются в автомобильную свалку. Такой вывод можно сделать по результатам пресс-конференций, посвященных утилизации автотранспорта, прошедших одновременно в Москве и Санкт-Петербурге.

По словам представителя ОАО «Мосавторециклинг», в столице РФ за весь прошлый год было переработано 25 тыс. отслуживших свой срок машин, притом что должно перерабатываться 100, а то и 120 тыс. Представители ООО «Хетек» (Ленинградская область) утверждают: в городе на Неве и в его окрестностях ситуация еще хуже. Два года подряд «Хетек» при поддержке городской администрации проводит весеннюю акцию «Очистим город от автолома», в ходе которой жителей и представителей властей призывают «сигнализировать» о беспризорных, разукомплектованных, разбитых «железных конях», «уснувших» во дворах и переулках. В 2002 г. по ее результатам было выявлено и переработано всего 250 машин, в 2003 г. – чуть более 1 тыс., в этом году планируется достичь показателя 2,5-3 тыс., что все равно очень мало: этот показатель должен быть в 10 или даже в 15 раз выше.

Ситуация в других крупных городах не особенно лучше: хотя уровень их автомобилизации в целом ниже, чем у Москвы и Питера, однако зато и автопарк в целом более старый. По данным ГИБДД, на начало 2002 г. из более чем 25 млн единиц частного и государственного автотранспорта, зарегистрированного в РФ (это не считая 8 млн мотоциклов), почти 50% составляли машины возрастом от 10 лет и старше. Соответственно, на ближайшие годы прогнозируется просто вал «оседания» автохлама: ни качество большинства машин, ни российский климат, ни состояние отечественных дорог не позволяют этим машинам быть вечными.

Брошенные машины – серьезный фактор загрязнения окружающей среды. Представители экологических организаций утверждают, что каждая единица автохлама загрязняет (вредными жидкостями, соединениями металлов) почву на несколько сотен метров вокруг, не говоря уже о водоемах.

Поэтому такое большое внимание борьбе савтохламом уделяется в странах ЕС. Только в прошлом году европейцы сдали и утилизировали 50 млн машин, что даже не на порядок, а на несколько порядков выше, чем в России. Такой борьбе способствуют законодательство и директивы Еврокомиссии. В частности, директива от 27 июня 2002 г. предписывает самим производителям в обязательном порядке перерабатывать выпущенные ими машины, отслужившие положенный (семилетний) срок, а с 2006 г. эта система станет еще более жесткой. В Европе полагают, что утилизация хлама является выгодной даже вдвойне: мало того, что меньше «старья» отравляет окружающую среду, переработанный металл позволяет сэкономить и энергопотребление на сталеплавильных предприятиях. Поэтому конструкторов новых машин обязывают заранее обеспечить максимальную простоту последующей переработки этих изделий и максимальный процент выхода металла.

Кроме того, обязательная – окончательно обязательная для всех «семилеток» с 2006 г. – система переработки и обеспечивает меньший риск ДТП на дорогах, и стимулирует продажи новых машин (что особенно важно для европейских производителей, переживающих не лучшие времена). Впрочем, ожидается, что в ближайшие годы значительная часть машин, близких к критическому «возрасту», будет продаваться в соседних странах, например в России, где ограничений по срокам эксплуатации до сих пор нет (а пошлины подняты лишь на «семилетки», стало быть, ввоз «шестилеток» при падении цен на них в Европе может быть выгоден).

Разумеется, заставить отечественный автопром, который с трудом наскребывает средства на то, чтобы выпустить одну новую модель раз в несколько лет, пока сложно. Принудить к тому западных производителей, имеющих филиалы в России, тоже. Пока чисто иностранное автопредприятие в стране только одно (Ford), а остальных автогигантов, еще раздумывающих о приходе в Россию, вряд ли захотят отпугивать дополнительными сложностями.

Остается надеяться на сознательность городских властей, а также на заинтересованность в автоломе металлургических предприятий. Впрочем, даже в относительно «богатенькой» Москве поддержка утилизационных программ в 3-4 раза меньше необходимой (помимо всего прочего, дорого перерабатывать совсем древние иномарки и старые отечественные машины, конструкция которых изначально не разрабатывалась под заводы «вторсырья»: много «лишних» материалов). Что касается федеральных властей, то еще в конце прошлого года была принята (в рамках программы «Модернизация транспортной системы») подпрограмма «Автотранспортная экология России», на которую из госбюджета до 2006 г. предполагалось выделить более 200 млн руб. Тогда же представители Минтранса оценивали ежегодный ущерб от «негативной автоэкологии» в 4,5 млрд, причем долларов, а не рублей. Неудивительно, что при таком слабом уровне поддержки (и слабой заинтересованности бизнеса в рециклинге) в РФ до сих пор действуют лишь 2 современные автоутилизационные установки типа Shredder (выдающих металлошихту). В то время как только в трех главных странах Европы – Англии, Германии и Франции – таких установок в общей сложности 126. Российские же предприятия альтернативы в области авторециклинга пока не предложили.

Впрочем, Россия борется с автохламом, но по-своему. Многочисленные предприятия-«авторазборки» позволяют частично разукомплектовать сотни тысяч отслуживших свое машин и продлить жизнь множеству других, тоже, впрочем, зачастую дышащих на ладан. Пока материальное положение большинства россиян дает возможность только мечтать о новом автомобиле, такая ситуация, по-видимому, продлится еще долго. Хотя думать о будущем, в том числе будущем окружающей среды, и о здоровье людей все равно необходимо уже сегодня.

RBC Daily Александр Виноградов

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции